Leave a comment

Пара комментариев к первым комментариям jalynski November 18 2013, 15:48:47 UTC
Не исключено, что фильм я не увижу, но пару замечаний, исходя из этих комментариев, я бы сделал.

1. Некоторая однобокая эстетизация безобразия, с использованием фактуры средневековья.
Дык, средневековье это и дамы, и рыцари, и трубадуры-миннезингеры-ваганты, и архитектура светская и духовная, что стоит до сих пор.
И литература. И философия со своими носителями. И отчаянная до массовых психозов вера в Христа как воплощенное Добро..
И материальная культура.
Тот же первый парламент в Европе - в 10м веке, а потом в 13 веке - парламенты и вовсе понеслись.
Если некоторым нагнетанием мерзости пытаются провести параллель с баснословно-ужасным СССР (о чем предполагают англоязычные комментаторы), то это и вовсе нехорошо.
Как говорят англоязычные, every cloud has a silver lining - как бы это ни было кому-то неприятно.
Сами-то эти "кто-то" не из СССР плоть от плоти, что ли? Появилось полно хоббитов с ложной памятью..
Потом, безобразие это не обязательно воплощенное зло. И наоборот..

2. Боги не садились в лужу.
Боги были всесильны и они снисходили из коммунистического рая. Из города Ленинград.
Чисто композиционно, по тексту Стругацких, средневековый негатив в одном отдельно взятом государстве одной планетки
был уравновешен великой гуманистической, легкой, иронической цивилизацией нашего коммунистического будущего.
Боги таки могли всё: начиная от позитивной реморализации со стационарных спутников и накормления семью хлебами,
до принуждения к миру участников беспорядков газом с патрульного дирижабля.
Пафос Стругацких и композиционная изюминка в том, что могучая гуманная сила, неодолимая в большом,
в малом, на уровне одного отдела "Института экпериментальной истории" - может проколоться.
И ореол/ареал этого прокола - небольшой, в масштабах городка-государства.
Ну, ушел у них в горы Алитет-Рэба - не нейтрализовали его. Из той же жалости. Получили несравнимо больше крови.
Зато не дали молнии леворадикалам - предотвратили другое кровопролитие..
Попутно леворадикалы уверовали, что благой бог - есть! А Рэбе не хватило опаски и фантазии...
У Стругацких - про силу нас асимптотических: настолько всеблагих, всемудрых, всемогущих,
что другой раз всеблагость конфликтует со всемогуществом.
Уму, чести и совести, действующим одновременно, иногда бывает технически трудно. Технически.
Потому что психологически прогрессору легко: его горний мир практически рядом, как и положено вездесущему богу.
И вознести туда он легко может всякого дольнего.
У Германа, подозреваю, про другое. Типа, некое гиперболизированное "На дне", что ли..
Интересно, чем пахли герои "На дне"? В советское время мы как-то об этом не задумывались...

Reply

Re: Пара комментариев к первым комментариям vpk66 November 18 2013, 16:06:25 UTC
Да, Вы очень хорошо сформулировали. Подспудно именно такое ощущение и возникает - гиперболизированное любование чернухой.

Reply

Re: Пара комментариев к первым комментариям ender_d November 18 2013, 16:25:05 UTC
Вот стопудово. Ведь в оригинальном тексте там не только грязь,вонь, кровь и дерьмо. С одной стороны "обычное средневековое зверство", а с другой хорошие люди как сами прогрессоры движимые идеей коммунистического общества будущего, так и положительные люди того мира.

Reply

(The comment has been removed)

Re: Пара комментариев к первым комментариям jalynski November 18 2013, 16:27:23 UTC
Не-а. Боги по-большому не садились. По-малому, в угоду интересному сюжету - возможно.. Кстати, боги и прогрессорство.. - Христос по Вашему сел в лужу? А американское прогрессорство - без мировой революции - оно как насчет лужи? Америку с ООН извиняете, или порицаете?

Reply

Re: Пара комментариев к первым комментариям memorisc November 18 2013, 19:09:10 UTC
"в известной вселенной" - двусмысленненько.

Reply

(The comment has been removed)

jalynski November 18 2013, 19:11:48 UTC
:)

Reply

Re: Пара комментариев к первым комментариям memorisc November 18 2013, 19:52:41 UTC
Всегда несколько коробило физиологическое соответствие между Руматой и его избранницей, впрочем и тут пожалуй как всегда не без Странников. АБС, народившие и поубивавшие апстену Полдень - лучшую, на мой взгляд, из утопий известной вселенной - просто не удосужились предположить, что его истоки могли находиться вне СССР. Также, у Германа - зуб даю - продолжает иметь место сильно пропедалированная авторами нераскрытость темы внутрикомконовской оппозиции свищеннейшим принципам секретности "исторического сперимента" (секретности в отношении подопытных).

Reply

Re: Пара комментариев к первым комментариям kunis_alexander November 19 2013, 17:10:15 UTC
На всякий случай, напомню, что в ТББ Румата не комконовец, а представитель Института Экспериментальной Истории.
Судя по Стругацким, они там комконовским прогрессорам в подметки не годятся. Так, погулять вышли, поисследовать.

Reply

Re: Пара комментариев к первым комментариям memorisc November 19 2013, 17:18:15 UTC
Ну, подумаешь - МНС, а в общем-то одна шушера) Я о дилеме "конспиролухи vs открытый контакт", которой АБС предпочли пренебречь.

Reply

Re: Пара комментариев к первым комментариям dewald November 18 2013, 20:59:38 UTC
отличный комментарий

Reply

Re: Пара комментариев к первым комментариям jalynski November 19 2013, 01:57:46 UTC
:)

Reply

Re: Пара комментариев к первым комментариям qsonic November 19 2013, 06:07:51 UTC
мммм пёрфект)

Reply

Re: Пара комментариев к первым комментариям jalynski November 19 2013, 06:57:26 UTC
:)

Reply

Re: Пара комментариев к первым комментариям dronetz November 19 2013, 08:32:14 UTC
Так Герман всегда говорил, что снимает свое, отдельное по сути, произведение, которое лишь основано на Стругацких. У него не было задачи переложить на экран роман буквально.

Reply


Leave a comment

Up