Люблю встречаться с людьми, которые умеют делать то, чего не умею я. Особенно, с музыкантами. Я-то сам дальше барабанов в студенческой рок-группе так и не двинулся, поэтому каждая встреча с настоящим, хорошим музыкантом - для меня праздник. Особенно с таким, как Женя Хавтан из группы «Браво» - мы с ним одного возраста, слушали одну музыку, выросли на одних и тех же мелодиях и в одном городе.
Несколько дней назад мы у него дома говорили про то, как «Браво» записывает свои пластинки, про
известную коллекцию инструментов, которую Хавтан собирает больше двадцати лет, про музыку и музыкантов, вспоминали прежние годы. Женя брал одну гитару за другой, показывал, как они звучат, бродил по маленькой студии, вытаскивал разные интересные штуковины и глаза его светились тем особенным блеском, который появляется у всех настоящих коллекционеров, когда у них появляется благодарный зритель или слушатель.
Из этого разговора получились несколько фотографий и два видео - одно длинное, подробное; второе покороче. Есть и архивные материалы - я выпросил несколько снимков того самого дебютного концерта «Браво» 18 марта 1984 года в доме культуры Мосэнерготехпром, который чуть не стал для музыкантов финальным.
В общем,
смотрите:
Такими они начинали: Жанна Агузарова (тогда Иванна Андерс), барабанщик Павел Кузин, руководитель, гитарист и автор песен группы Евгений Хавтан.
Жанна Хасановна Агузарова, приехав из Тюмени в Москву учиться на маляра, приложила все силы, чтобы попасть в узкий круг московской «золотой молодежи». Она придумала себе легенду о своем прибалтийском происхождении, попросила своего знакомого по имени Иван Андерс одолжить ей паспорт и с помощью друзей вклеила туда свою фотографию, а имя заменила на Иванну. Новоиспеченная Иванна Андерс, как бы приехавшая из Прибалтики, сильно «окала», поэтому усилия на исправление провинциального акцента были брошены немалые и они увенчались успехом. Божественный голос вкупе с модными хавтановскими мелодиями сделал из Агузаровой безусловную звезду нашей эстрады.
18 марта 1984 года в ДК «Мосэнерготехпром» собрались люди, чтобы послушать новую московскую группу «Браво». Концерт был платным, но самодеятельным, без «литования» (не прошедшим цензуру), что по тем суровым временам было приговором для устроителей.
Прямо во время выступления на сцену вышли милиционеры и остановили музыку.
«Даже на фотографиях видно, как мы испугались», - говорит Женя.
Расправа с музыкантами была жестокой: Хавтана отчислили из института, Агузарову упекли сначала в Бутырку за отсутствие прописки и подделку паспорта, потом направили в институт судебной психиатрии им. Сербского на обследование - никто не мог понять, зачем она подделала паспорт и считали её невменяемой. В Сербского диагноз милиционеров не подтвердился и Жанна-Иванна поехала на исправительные работы в тюменский леспромхоз сроком на полтора года.
Теперь «Браво» - один из символов эпохи, выступает в лучших залах Москвы, гастролирует по всей стране, недавно выпустила уже четырнадцатый студийный альбом. Его записывали в этой маленькой студии, построенной в гараже дома, в котором живет Евгений. Это не просто студия, это практически музей музыкальных инструментов 50-60-70 годов. Удивительно, но последний альбом «Мода» был целиком сыгран на этих инструментах. Здесь усилитель Fender 1959 года, электроорган Vox Continental 1964 года, более двадцати гитар разных лет выпуска - от 1959 до 1969.
На стене - любимые «Фендеры», фотография «Битлз» и портрет отца.
«Нажав ногой своей на мощный фуз...» Чтобы показать гитары в действии, Евгений распаковывает свою рабочую консоль с «примочками» - в этом кофре собрано всё, что нужно гитаристу - дисторшны, овердрайвы, фленджеры, фузы, вау-педали, фазеры. Хотя, сам Хавтан всегда говорит, что любит «чистый» звук электрогитары.
Одна из показанных гитар - легендарный Rickenbacker 335S 1965 года. В общем, вся история электрогитар началась с двух американцев, придумавших звукосниматель и поставивших его на гитару. Изобретение Жоржа Бошама и Адольфа Рикенбекера позволило им начать выпуск первых электрогитар в начале 30-х годов прошлого века. Кто только не играл на Рикенбекерах - Джон Фогерти, Леннон и Маккартни, Роджер Уотерс и Сюзи Кватро.
Это еще один предмет гордости коллекционера: настоящая «битловская» ударная установка - Ludwig Blue Oyster 1961 года. Тарелки, конечно, современные, Paiste, а вот барабаны такие же,
за которыми сидел Ринго.
Женя показывает настоящий RCA 77D - таким микрофоном много лет пользовался Ларри Кинг для украшения своей студии. Он очень хорош для записи духовых и голоса.
Доставать лампы для антикварных усилителей - целая история. Их делают у нас в Самаре, отправляют в США, там лампы упаковывают в свои коробочки и продают нам.
Евгений Хавтан: «Старые гитары капризные, как люди опредленного возраста. У них начинаются свои болезни - они могут не настраиваться, могут ломаться, но у них есть воля, есть характер, как у людей того поколения. Это слышно в их звуке»
Click to view
Под конец нашего разговора Женя рассказал историю Fender E.Havtan Telecaster - именной гитары, которую для него на фирме Fender сделал русский мастер Юрий Шишков.
Click to view
28 октября в зале Crocus City Hall группа «Браво»
сыграет рок-н-ролл в честь выхода нового альбома и юбилея своего бессменного лидера Евгения Хавтана.
16 октября московскому стиляге и гитаристу исполнилось 50 лет.
Поздравляю, Женя!