История с другой стороны

Feb 17, 2011 22:22



Самая «серьезная» и самая большая по тиражу норвежская газета Aftenposten не так давно завершила работу по оцифровке своего архива. Теперь все номера газеты, начиная с первого, вышедшего в 1860 году, доступны у неё на сайте за совсем небольшую плату. Я, конечно, подписался на этот архив - история Норвегии вообще и её взаимоотношения с Россией всегда были мне крайне интересны. А с появлением такого архива теперь можно знакомиться с тем, о чем писали норвежские журналисты в самые разные любопытные исторические моменты - во времена, когда в Норвегии, например, жил в изгнании Троцкий, в годы «зимней войны» с Финляндией, в годы оккупации Норвегии немцами, в послевоенное время «холодной войны». Такой взгляд с другой стороны позволяет лучше понять, кто мы такие и как к нам относились люди по другую сторону баррикад, появившихся в Европе после Октябрьского переворота 1917-го.

Я часто читаю в комментариях упреки в адрес скандинавов и, в частности, норвежцев, в том, что часть из них пошла воевать против Советского Союза на стороне Германии. Это, безусловно, позорная страница истории, но нужно понимать, на основе чего норвежцы того времени строили свое отношение к СССР и русским.

В стране с очень сильными демократическими и либеральными традициями, мощным социалистическим и рабочим движением в начале XX века с симпатией отнеслись к смене общественного строя в России и появлению там «государства рабочих и крестьян». Революционных романтиков хватало и в Норвегии, поэтому на русском Севере даже появились несколько норвежских сельскохозяйственных коммун, где норвежцы начинали строить новую жизнь вместе с русскими. Нобелевский лауреат, полярный путешественник Фритьоф Нансен в должности комиссара Лиги наций организовывал продовольственную помощь «красной» России, а деньги от своей Нобелевки отдал на покупку оборудования для двух коллективных хозяйств в Поволожье. Одним словом, сочувственное отношение к великому восточному соседу, начавшему строить новую жизнь, у норвежцев было выражено вполне определенно.

Однако, романтические настроения быстро улетучились, когда в СССР начали закручивать гайки и строить светлое будущее через ГУЛАГ. Судя по Aftenposten, звание диктатор прилипло к имени Сталина уже с 1926-го года. Начались репрессии, в том числе и среди деятелей Интернационала, так популярного тогда в Норвегии. Международное социалистическое движение было немало обескуражено таким поворотом дел в стране, которая казалась примером. В Норвегии осторожно относились к переменам в СССР, но былой приязни уже не было и это хорошо видно по материалам газеты. Совсем плохо стало с началом Второй мировой войны - у всех на глазах Гитлер и Сталин разделили Польшу, а СССР напал на Финляндию.

Вверху первая страница обычного номера Aftenposten за 6 декабря 1939 г. Судите сами, как норвежский обыватель должен был воспринимать советского соседа по таким материалам в своей газете? Начало декабря - советские самолеты бомбят Хельсинки и шапка передовицы гласит «Только снежная буря защитила Хельсинки от воздушного налета в национальный праздник». На фотографии жители Хельсинки копают щели в земле, сооружая защиту от осколков при бомбардировке. Надо напомнить, что нападение СССР на Финляндию вызвал необычайную солидарность в Скандинавии, Англии и США. На стороне финских войск воевали целые батальоны шведских и норвежских добровольцев, Норвегия и Швеция организовывали продовольственную помощь финским семьям, принимали у себя беженцев. СССР однозначно рассматривался в качестве агрессора и норвежцы искренне встали на сторону финских соседей. Aftenposten того времени пишет о «зимней войне» постоянно и подробно. Заметка справа под названием «Весь мир выражает поддержку Финляндии» - именно о том.

Смотрим дальше - заметка под хлестким заголовком «ГПУ расстреляло тысячи поляков во Львове» и подзаголовком «Советские солдаты, которые ворвались в город не выглядели, как русские - это были оборванные и бородатые монголы».

В тексте заметки брюссельский корреспондент Aftenposten пересказывает свидетельства польского писателя, находившегося во Львове в сентябре 1939 года, когда в него вошли советские войска. Писатель рассказывает, как жители Львова были немало удивлены, когда в город вошли не русские, а «киргизы, хунхузы, самоеды и другие монголы», которые глядели на европейские улицы Львова, как на что-то необыкновенное, а потом бросились скупать в магазинах и лавочках всё подряд. И к этому можно было привыкнуть постепенно, говорит писатель, но вслед за Красной армией в город пришли «товарищи» из ГПУ (НКВД) и начали хватать всех подряд (напомню, что перед тем, как оставить Львов в июне 1941 года нквдешники расстреляли в тюрьмах 2464 заключенных, осужденных по политическим статьям).

И вот это всё практически ежедневно простой норвежец читает на страницах уважаемой газеты. Здесь и правда, и выдумка, которая выглядит, как правда. Как вы думаете, где ему было взять мотивацию для сочувственного отношения к большевикам? Как ему проникнуться солидарностью с советским народом, когда он вместе с фашистами делит Европу на части? Маленькие норвежцы искренне рассчитывали оставаться нейтральными, как и в Первую мировую, и не лезть в разборки «старших». Не получилось, втянули их в войну, оккупировали и даже местному нацисту Квислингу не позволили построить в стране государство, построенное на нацистских принципах, по типу гитлеровской Германии. Норвежцев просто использовали, сделав из страны базу для германского флота и построив в ней десятки лагерей для военнопленных. Норвегию оккупировали весной 1940 года, когда у Германии и СССР были, фактически, общие интересы по захвату территорий.

Я хорошо знаю, как болезненно реагирует определенная часть моих читателей на попытки объяснить, почему люди в Европе в течение какого-то времени объединяли в сознании две державы с очень похожей тоталитарной идеологией. Нам, выросшим в сознании, что Мы хорошие, а Они плохие, трудно представить себе, что кому-то могло казаться по-другому. Норвежцам в течение длительного времени внушали, что Германия защитит их от вторжения большевистских орд и кто-то этому верил, глядя на то, как СССР обходится со своими соседями. Это положение во многом было разрушено собственной политикой Гитлера по отношению к норвежцам и убедительными победами русских, которые, в конечном итоге, спасли Европу и, вместе с англичанами, их собственную страну.

Если это интересно, я бы продолжил и дальше рассказывать про историю наших отношений через материалы газеты Aftenposten.
Previous post Next post
Up