"Зет и два ноля"

Sep 23, 2006 22:50



В 1985-ом Гринуэй снял фильм о разложении.

- С чего начинается разложение?
- Бактерии разъедают кишечник...
- Какие бактерии?
- Бисахосис Бокули. Считается, что каждый раз, когда человек что-то лижет, выделяется
130 000 этих бактерий. 150 000 во французском поцелуе. Впервые они перешли от человека к человеку, когда Адам поцеловал Еву.
- Может, Ева Адама?
- Едва ли. Свои первые 130 000 бактерий она израсходовала на яблоко.

- Разложение начинается, когда пропадает симметрия.


Существует три основных источника создания визуальной концепции картины, которые когда-то попались на глаза Гринуэю: кассета, обезьяна и фотография.

Кассета была трёхминутным фильмом о разложении обычной мыши, который был впервые показан в 81-ом году в программе «Горизонт» по БиБиСи. Благодаря увеличению скорости просмотра было заметно, как личинки действуют в унисон на трупе, пожирая его систематически в организованных группах. Оператор этого фильма надеялся однажды снять разложение целого слона.

Обезьяна жила в зоопарке Роттердама и имела лишь одну ногу. Животное постоянно находилось на привези. Цепь, которой оно было привязано, слишком сильно стягивала ногу, образовалась гангрена, и, чтобы препятствовать распространению инфекции, её пришлось ампутировать. Когда обезьяна лазала по клетке, иногда казалось, что отсутствующая нога не создаёт никакого дискомфорта для неё. Казалось, что животное спокойно справлялось со всеми возникшими трудностями.

Фотография досталась Гринуэю во время съёмок энциклопедического фильма «Падения» в 1978-ом. На ней была изображена улыбающаяся женщина, стоящая между изящными, загадочными, идентичными близнецами-братьями Куэй - кукольниками и кинематографистами, чьи методы создания анимации не сильно отличались от концепции сжатия времени, которое дало возможность наблюдать разрушение тушки мыши личинками.

С различными степенями сознательного и бессознательного манипулирования эти три первоначальных визуальных источника были объединены в сценарии о том, что всё лучшее имеет три составляющие, о психологической травме из-за потери любимой и о притягательности распада. Всё это дало почву для размышлений о сомнительных отношениях между животными и людьми, обеспечило возможность вдоволь поиграться со всевозможными таксономиями, систематиками: восемью стадиями естественного отбора Дарвина, семи днями происхождения мира, греческим пантеоном, двадцатью шестью буквами латинского алфавита, уменьшающимся числом удостоверенных живописей Вермеера и так далее.

Визуально фильм построен на вермееровской закономерности - свет всегда должен быть слева от рамки (кадра) и идти от источника, установленного примерно в полутора-двух метрах над землей-поверхностью. Намерение сохранить этот порядок нарушается в картине лишь из-за свободных повадок животных, их капризов и условий съёмок некоторых локаций, но дух был сохранён.


Пиетет к Вермееру в композиции, жестах и картинных деталях перманентно просматривается на протяжении всего фильма. Здесь и Ван Меегерен - известнейший мошенник, сумевший убедить Европу в том, что было больше действительных 26 работ Вермеера. Здесь и жена художника - Катерина Болнес, появившаяся в роли «Леди в красной шляпе».


Главное композиционное устройство - симметрия. Факты, мифология и апокрифические книги, поиск своей половинки, ошибочная идентичность, зеркальное изображение, клонирование. Братья Освальд и Оливер - две заглавные буквы «О», два ноля.

Животные - дело божье, или же не более чем несчастные случаи на пути к вершине эволюции? Венера Милосская - библейская Ева? Если эволюционный диапазон жизни на Земле представлен годом из 365 дней, и человек возник в восемь часов 31-го декабря, появилась ли женщина сразу после восьми? Был ли Адам близнецом, а, если так, то, что произошло с его братом? Зебра - белая лошадь с белыми полосками, или чёрная с белыми?

http://scotobuki.livejournal.com/26133.html - фильм.
http://ifolder.ru/206339 - саундтрек (спасибо samij_umnij).
Previous post Next post
Up