Чех Милан Кундера, одаривший мир замечательной формулой "невыносимая легкость бытия", сдается мне, выудил ее из фильма М.Антониони "Приключение".( Read more... )
по-моему,классический антониони)этот фильм я не смотрела, но "в простом сложное" - основная тема Blow-Up, невыносима ли лёгкость?насколько легка невыносимость бытия? - вопросы можно ставить по-разному, но всегда у антониони они будут касаться обычной жизни. В Забриски Пойнт тоже - самым простым и счастливым моментам жизни героев противостоит сложность жизни - всё получилось не так как они хотели, утопии не вышло а кундера думаю независимо об этом подумал)))
Для поколения Кундеры Антониони был культовым режиссером. Разумеется "формула" не обязана итальянцу напрямую. Но, сколько я могу судить, до Антониони такой темы вообще не было, и у самого Антониони больше нигде на первый план она не выходила. В романе Кундеры она дана совсем иначе - и материал другой, все другое. Однако я уверен, что на каком-то уровне "Приключение" вывело чеха на эту тему, поставило галочку в сознании. Не могло не сработать - очень сильный посыл.
можно еще заметить, что фильм снят о людях, мягко говоря, не бедных. Кажется, там один только Сандро вкалывает, да и то где-то далеко за кадром (в фильме-то он - на отдыхе). Отсюда и легкость. Что им напрягаться-то? А что эта легкость может быть невыносима - мне бы хотелось сперва на своей шкуре испытать. )
Сначала мне показалось, что ваша реплика несколько мм... поверхностна что-ли, отдает социологическим душком. Но пожалуй все-таки "в тему". Да, конечно, мягко говоря народ благополучный и устроенный; нам, совсем не таким, это особенно бросается в глаза. Если принять богатство как синоним благополучия, то в общей картинке ничего не меняется, скорее даже обостряется. Мир ныне как никогда благополучен (вот и мы потихоньку из нищеты и гавна высовываться начали) - но избавиться от тревоги (сиречь невыносимости) никак не может. И вовсе не от угрозы извне (терроризм и прочая лабуда), эта тревога изнутри, поперек благополучия и легкости.
настоящее Приключение - это Cronaca di un amore : Антониони делает свою версию film noir и это круто и в Затмении что-то такое IMHO сильнее, чем в Приключении
Я не видел "Cronica" :( Но все-таки подозреваю, что там речь о чем-то другом: Антониони никогда не повторялся в теме, притом, что всегда сохранял почерк и интонацию. И я не возьмусь определить, что "сильнее" - "Приключение" или "Затмение", настолько о разном эти фильмы. Мне непонятно почему четыре фильма с М.Витти критика обозвала "тетралогией", потому что ничего общего, кроме двух имен - Витти и Антониони - у них нет. Если приглядеться они даже стилистически разные. Тягучая интонация? Неопределенность отношений персонажей? Маловато будет для столь радикальных обобщений... Я опять-таки клоню к тому, что сравнивать иной раз все равно что наводить тень на плетень:) Думаю, что тут именно такой случай.
ну, есть в них кое-что общее, связующее. скажем так, проблема непонимания, невозможности человеческих взаимоотношений, концовка всех фильмов из т.наз. тетралогии повисает в воздухе, и непонятно, что будет дальше с главными героями - вернется Моника к Делону, наладится у Жанны Морро с Мастрояни, простит ли Моника изменника в "Приключении", а если простит, то что будет дальше все равно непонятно... примерно так, на мой взгляд.
Общее офкос есть, но что-то другое, на более глубоком уровне. "Непонимание" совсем не главное у Антониони (вот у Бергмана наворочено этого дела по-полной программе), и "не понимают" его герои не друг друга - пресловутое "отчуждение" - а самих себя прежде всего. Что есть дело житейское.Но даже и не это главное. Дисконтакт проходит в другой плоскости. Эти мои заметки - своего рода отходы производства, боковые побеги, поэтому я не слишком углубляюсь. На днях закину пост про "Ночь", и если разгонюсь еще суммарный, по всем четырем. Там некоторые моменты будут почетче нарисованы. А у вас есть "Cronica"?:)
Comments 14
а кундера думаю независимо об этом подумал)))
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
А что эта легкость может быть невыносима - мне бы хотелось сперва на своей шкуре испытать. )
Reply
Reply
и это круто
и в Затмении что-то такое IMHO сильнее, чем в Приключении
Reply
Но все-таки подозреваю, что там речь о чем-то другом: Антониони никогда не повторялся в теме, притом, что всегда сохранял почерк и интонацию. И я не возьмусь определить, что "сильнее" - "Приключение" или "Затмение", настолько о разном эти фильмы. Мне непонятно почему четыре фильма с М.Витти критика обозвала "тетралогией", потому что ничего общего, кроме двух имен - Витти и Антониони - у них нет. Если приглядеться они даже стилистически разные. Тягучая интонация? Неопределенность отношений персонажей? Маловато будет для столь радикальных обобщений... Я опять-таки клоню к тому, что сравнивать иной раз все равно что наводить тень на плетень:) Думаю, что тут именно такой случай.
Reply
Reply
Эти мои заметки - своего рода отходы производства, боковые побеги, поэтому я не слишком углубляюсь. На днях закину пост про "Ночь", и если разгонюсь еще суммарный, по всем четырем. Там некоторые моменты будут почетче нарисованы.
А у вас есть "Cronica"?:)
Reply
Leave a comment