Чем особенно хорош кинофестиваль Message2Man, это столкновением игрового кино с документальным. Причём, как мне кажется, раз за разом игровое кино отступает и сдаёт позиции. Документальная реальность обходит фикшн не только в правде жизни, но также и в оригинальности сюжета, глубине погружения и, в конечном счёте, по эмоциональному воздействию, уступая пока только в красивости картинки.
Так, совершенно внезапно срифмовались и столкнулись друг с другом две киноленты - обе замечательные и, безусловно, достойные просмотра. Первая, игровая, - ЭДЕМ Агнеш Кочиш, - грустная и тонкая фантастическая история о девушке Еве с аллергией на весь мир, вынужденной жить в стерильных условиях. Вторая, документальная, - КЛЕТКИ Дмитрия Лукьянова, - довольно жесткое погружение в жизнь юноши Никиты, страдающего от редкого генетического заболевания, болезни бабочки. Болезни обоих главных героев связаны с нарушением границы между человеком и миром. Столкновение Евы с любыми веществами в воздухе вызывает сильнейшую астму из-за чего ей приходится существовать в безжизненной квартире, выходить из которой можно исключительно в скафандре. Хрупкость Никитиной кожи превращает его тело в огромную жуткую постоянную рану. Оба стоически ведут борьбу с болезнью. Но на этом параллельные прямые и расходятся.
Эстетически причёсанный всем спектром возможностей современного кинематографа "Эдем" - от аристократических лиц актеров до высокотехнологической цветокоррекции - ведёт повествование на языке концепций. Пытаясь показать самую суть, message, но как-будто упуская из внимания детали. "Клетки", напротив, не имеют никакого сверх-смысла, показываю жизнь во многих своих мелочах куда глубже и правдивее.
Постфактум, при сравнении двух картин, вся драма игровой истории кажется искусственной и картонной. Способы жить и бороться с болезнью Евы выглядят настолько же искусственными, как и сама её болезнь. Как и она сама. Игровое кино, кровно заинтересованное понравиться зрителю, заигрывает со зрительскими эмоциями восхищения и сочувствия, но ни в коем случае не с раздражением и отвращением. В то же время, поистине героическая жизнь Никиты вызывает куда больше разных чувств, особенно неприятных. Он и сам вызывает очень неоднозначное впечатление. Тяжелая болезнь явственно накладывает отпечаток на личность юноши - он раздражителен, категоричен и, местами, зол. Он часто неприятен и несимпатичен. И в то же время он вызывает и сочувствие, и огромное уважение - не только фактом своей борьбы с болезнью, но и своим пониманием жизни.
Не хочу сказать, что игровое кино хуже документального. Они разные. Скорее, внезапная параллель между картинами отчетливо показывает очевидное - в каждом кино свои законы, существование которых мы часто не осознаем. И законы эти часто продиктованы не только художественной традицией или замыслом автора, но и нашими, зрительскими потребностями и привычками.
Наши запросы к игровому и к документальному кино - разные. Эстетические потребности как правило превалируют над этическими, когда мы смотрим игровое кино. В документальном - как будто всё наоборот. Игровое кино - уход, бегство от подлинной реальности в космос концепций и смыслов. Документальное же кино, в лучших своих проявлениях - соприкосновение с реальностью оголенной кожей. И это может быть куда более неприятно, но не менее важно - чтобы в один прекрасный момент не подхватить аллергию на окружающий мир и не оказаться в скафандре своих стереотипов и установок.
#прокино #message2man #посланиекчеловеку #m2mfest2021