Здравствуйте уважаемые.
У нас тут какая то японская неделя вырисовывается. Много материалов по Стране Восходящего Ростка опубликовал подряд. Так просто случайно вышло :-) Хотя, даже по моей аватарке (сам сделал 10 лет назад :-))))) видно, что я японофил. Но - парадоксальный! Что значит парадоксальный японофил? Только то, что я очень уважаю японскую культуру и историю, мечтаю когда-нибудь попасть в эту волшебную страну попутешествовать, но при этом ни долго жить, ни постоянно общатся с "сыновьями микадо" я не хочу :-))) Ибо мы настолько разные по восприятию мира, что это поражает. Хотя часть моей души, определнно, японская :-)
Вот в этом и парадокс.
Мое японофильство не имеет какой-то серьезной академической или культурной основы - я не читаю катакану, не говорю и не понимаю по-японски. По сути - я воссторженный дилетант. Но дилетант интересующеся и пытающейся разобраться не только во внешних проявлениях того или иного явления, но и постичь его основу :-) Местами - мне это удается. Посему и иногда балую вас размещением некоторых материалов, которые (очень хочется надеятся) иногда развлекают и радуют вас, а главное, возможно, вы узнаете что-то новое и интересное для себя. Тем более, я всегда на связи и стараюсь прислушиваться к просьбам и комментариям моих уважаемых сокнижников :-) И когда не так давно меня попросили разобрать фильм "Последний самурай", я подумал - почему нет. Ну, хотя бы слегка :-)
Фильм этот я смотрел неоднократно, очень его люблю, считаю умным, стильным, красивым и чуть ли не лучшей работой Тома Круза. Да и вообще актеры там классные - Хираюки Санада, Масато Харада, Тимоти Сполл, и, конечно же, Кэн Ватанабэ. Плюс классная музыка любимца Ханса Циммера, отличная операторская работа и вообще хороший подход. Очень достойная картина- кто не видел - советую.
Но при всем этом, это исключительно развлекательное и художественное произведение (именно что хорошее кино), а те, кто "на серьезных щщах" пытаются рассуждать хоть о какой-то историчности - вызывают только улыбку. Там есть только околоисторическая канва, но нет ничего реального. Это полностью придуманный мир, не имеющий почти ничего с реальностью. Скажу больше - в фильме вообще нет ни одного исторического персонажа. Как???-возмутятся некоторые внимательные ценители фильма - а император????
Да он тоже ненастоящий :-) Микадо (тогда еще можно было именовать его именно так, а не тэнно) носит в фильме имя Мэйдзи. Но есть один маленький нюанс :-) Действительно, предполагаемый император (давайте его называть так) носит такое имя, и даже в истории этот период называется Революция Мэйдзи, но дело в том, что Мэйдзи - это его посмертное имя. Была у японцев (да и не только у них) традиция называть после перехода в мир иной своих правителей другими именами. Конкретно в Стране Восходящего Солнца почетное посмертное имя, которое и остается в памяти потомков, связано с личными девизами императоров (нэнго). Термин Мэйдзи (明治) взят из "Книги Перемен" и перевести его можно примерно как "просвещённое правление" (明 -свет, знание;治- правление). А его имя при жизни было Муцухито.
И так во всем фильме :-) Причем с первых секунд, где повествователь (голос Тимоти Сполла) утверждает, что по легенде японские острова образовались с помощью меча, а не копья (как говорят легенды) и заканчивая красивой сцены смерти героя Кена Ватанабэ, который видит опадающие цветы сакуры, хотя сражение, в котором его прототип должен был участвовать, состоялось в конце сентября :-))
Понятно, для чего это сделано и зачем. Но, повторюсь, говорить об историчности смешно. Это художественное произведение с небольшими элементами исторического повествования.
Поэтому давайте обратим внимание просто именно на эти некоторые небольшие элементы, какие-то кусочки. И надеюсь, вам будет интересно.
Раз начали говорить о главных героях, то давайте продолжим.
В центре повествования героя Тома Круза по имени Нейтан Олгрен. Мы знаем, что он бывший капитан Армии Союза, который зарабатывает на жизнь рекламой и продажей ружей фирмы "Винчестер" и сильно пьет, пытаясь найти покой и забыть ужасы рейдов по индейским деревням.
Однополчанин, старый и надежный сержант Зеб отводит его на встречу с японцами и полковником Багли (отличная роль Тони Голдуина), бывшим командиром Олгрена. Глава делегации министр Омура предлагает Олгрену обучать японскую армию, и тот, после некоторых сомнений, соглашается.
Тут все конечно смешно. От начала до конца. Почему? Ну,смотрите. Первое - в армии Союза професиональных военных было меньшинство. Зачастую, даже звание полковника присваивалось вовсе не за воинские достижения, а за что-то иное (вспомним создателя KFC хотя бы). Капитан в той армии - командир роты. Сержант и непонятный капитан приходят на встречу с министром другой страны, дабы нанятся на службу? Серьезно? Пусть даже за них хлопочет "целый полковник" :-)))))
Ну а главное, а почему министр Японии решил нанять американцев? Им как-то симпатизировали? Думаю, что после "Чёрных кораблей коммодора Перри" как то не очень :-) Страна была мощной и армия сильной? Да нет. Скажу больше - при строительстве своих вооруженых сил в те года, японцы решили брать за основу армии прусские образцы (а артиллерию выстраивали по французскому образцу), а во флоте использовать британские традиции. Никаких американцев тем не было и быть не могло.
Хотя, как не парадоксально, образ Нейтан Олгрена имеет под собой некоторую историческую основу. Был в Японии такой французский офицер Жюль Брюне (Jules Brunet). В 1867 году его направили обучать японских солдат использовать артиллерию. И он участвовал в Войне Босин на стороне Республики Эдзо, сиречь за Сёгунат. После поражении от императорской армии в Битве при Хакодате Жюль Брюне бежал в Иокогаму, а затем вернулся во Францию. Но война Босин это совсем не то, что показано в фильме. Но все же, все же...
Жюль Брюне
Конечно же всеобщее внимание приковано к Морицугу Кацумото. Благородный и умный человек, который восстает против своего императора, которому еще недавно помог вернуть реальную власть не потому, что считает себя обделенным, и даже не потому, что хочет встать на пути промышленного прогресса, пытаясь удержаться за отжившие традиции, а затем что хочет своей жизнью показать, что в этих традициях сердце и душа страны, и процветание произойдет только тогда, когда современные веяния будут сочитаться с лучшими проявлениями национальных основ.
Понятно, что авторы создавая образ Кацумото, блистательно сыгранный Кэном Ватанабэ, вдохновлялись биографией одного из великих героев японской нации маршала Сайго Такамори.
Сайго Такамори
Этот сацумский самурай всей душой и сердцем поддержал микадо, быстро выбился в лидеры императорской армии во время Войны Босин и окончательно сокрушил Сёгунат.
Вознесся на самый зенит власти, но не был согласен с неколторыми постулатами политики модернизации Японии и свободной торговли с западными странами. Возглавил Сацумское восстание, которое потерпело поражение, а сам Сайго и после Битвы при Сирояме, которую отчасти попытались восстановить в последних сценах фильма, окончательно был разбит и покончил жизнь самоубийством, совершив сэппуку. Но император после смерти его помиловал и возвысил. А в памяти народной Сайго остался великим героем.
Хотя Сайго и Кацумото совсем разные были, но аллюзии и параллели понятны и сделаны неплохо :-)
А вот министра Омура (отличная роль Масато Харада) тут показан главным отрицательным героем. Этакий хитрован, макиавельевского типа, который готов поступиться честью, ради результата. Правда результат этот - величие своей страны. Просто он видит ее именно так, а романтики типа Кацумото мешает ему реализовывать свое видение. Этакий акунин, по определению Григория Шалвовича Чхартишвили :-)
Но это странно, конечно. Ибо тут за основу взят "отец Японской армии" маршал императорской армии гэнро Ямагата Аритомо. В разные года премьер-министр Японии, председатель Генерального штаба армии, Министр армии, министр внутренних дел, министр юстиции, председатель Тайного совета. Да, этот знаток японской поэзии и японского садоводства добился публикации указа о введении этой повинности, отменив тем самым традиционные самурайские войска и даже лично разбил Сайго в сражении при Сирояме (24 сентября 1877 года), но никакой личной ненависти или неприятия к Сайго Такамори не испытывал вовсе.
Даже наоборот. Но в кино нужно было сделать противника и олицетворение всего того, с чем боролся Кацумото, и это сделали из Омуры :-)
От фигур главных героев давайте перейдем к другим элементам.
Наверное, вам хочется разобрать подробно атаку ниндзя на деревню Кацумото, но я думаю, делать этого не стоит. Если вам интересно - у меня было несколько постов по оружию синоби (именно так чаще всего в Японии называют ниндзя). Посмотреть можно тут:
https://id77.livejournal.com/659162.html(добраться до первой по гиперссылкам)
Почему не стоит? Ну, потому что если бы какие то синоби клана Ига к этому времени еще существовали, то налет на деревню буси - это вверх идиотизма. И стоило бы кучу денег. Синоби классный и высокопрофесиональный шпион, могущий осуществить и некоторые "мокрые дела", но стоящий очень дорого. А уж бросать отряд ниндзя на кучу самураев -это как забивать гвозди микроскопом....
А вот момент, когда герой Тома Круза впервые попадает в Японию очень даже понравился - прекрасно показывает начавшиеся активные преобразование того времени. Понятно, что это Сеттльмент Иокогамы, но это сочитание конных экипажей и ркиш, мужчин, облаченных в модные костюмы и котелки и двигующихся между ними людей в юката, вполне соответствует тому, что происходило в те годы - страна активно двигалась к модернизации. Художник по костюмам отлично отработал.
А вот сцена с отрезанием волос у самурая не понравилась совсем. Опять-таки, повторюсь, понятно почему и зачем она в художественной картине. Но по сути и логике....
Указ о причёсках и мечах - закон Японии, отменивший сословные отличия, разрешив жителям страны свободно выбирать причёски и не носить мечи был провозглашён 23 сентября 1871 года.
Но чтобы такой беспредел устраивать, да еще и на улице..... Нет уж, увольте :-))) Этим занималась полиция, в основе которой были или ёрики (потомственные служители закона) или те же самураи. Ни тем ни другим и в голову не пришло бы нарываться так на улице и пытаться лишить чести самурая, ибо.....:-) А вообще в той Японии волосы - один из важнейших компонентов красоты" и "отрезание волос - это как отречение от былого уклада жизни. Нужно было подойти к этому сознательно.
Ну и пару слов стоит сказать об униформе. Тут все сделано достойно. Не без переборов некоторых, но очень даже хорошо. Униформисты и реконструкторы сделали свое дело. на традиционных доспехах концентрироваться не будем - уже говорили не раз и вспомним еще.
А вот на униформе армии стоит остановится.
Ибо по форме видна динамика не только перевооружения и создание армии (от новобранцев, которых обучал Олгрен),
до артиллеристов, которые управляются с картечницами Гэтлинга.
Немного косякнули только в моменте отрицания волос самурая. Ошиблись лет так на 15 :-))
А так в целом по форме - молодцы! Интересно было посмотреть
Ну и под конец эпическая атака... Красиво
Click to view
Вот примерно так. Надеюсь, вам было интересно :-)
Приятного времени суток.