По ту сторону страха

May 06, 2021 20:40

-



Если в Заатари, самом крупном лагере сирийских беженцев, содержится сегодня 80 тысяч человек, то в лагере Аль-Холь на сирийско-иракской границе   -  немногим меньше, около 73 тысяч, но недаром именно Аль-Холь снискал славу одного из самых опасных мест на Земле.  Фильм  шведского режиссёра курдского происхождения Хогира Хирори «Сабайя», настоящий документальный триллер, с первых кадров не оставил сомнений    -  вот он, фильм-победитель.

В первых кадрах   -   усатый мужчина под бравурный аккомпанемент новостей из радиоприёмника о «полной победе Сирийских Демократических Сил над ИГИЛ  (террористическая организация, запрещенная в РФ  -  Д.М.)»  вынимает из шкафа пистолет и кладёт его в задний карман, собираясь в пусть не очень дальний, но крайне опасный путь. Мужчину зовут Махмуд,  он волонтёр так называемого Yazidi Home Center (Дом езидов), а его спутник Шейх Зияд    -  глава Дома, попутно выполняющий функции водителя в их полных приключений и опасностей экспедициях.  Их путь через сирийско-иракскую границу лежит в лагерь Аль-Холь, контролируемый формально курдами из Сирийских Демократических Сил, а реально   -  Соединёнными Штатами.  Лагерь наводнён пленными ИГИЛовцами,  растворившимися среди обычных сирийцев и залегшими на дно, которые до сих пор удерживают своих пленных, среди которых особое место занимают женщины-езидки, захваченные джихадистами шесть лет назад при атаке на северную иракскую провинцию Синджар.  Именно этих невольниц и едут вызволять активисты Дома езидов   -  каждый раз рискуя жизнью, каждый раз не зная, успехом или гибелью окончится их дерзкий налёт на лагерные палатки, в которых прячут девушек-езидок.  Режиссёр Хирори и его оператор сопровождают своих героев в нескольких поездках в Аль-Хол, а фактически   -  соучастниками  рискованных  спецопераций.  Получился фильм в жанре синхронного репортажа, съемки которого сопряжены с прямой опасностью для жизни.

«Сабайя»   -   термин, которым джихадисты называют своих секс-рабынь, это единственная участь, уготованная езидке в том случае, если её не убьют.  Джихадисты  считают езидов не мусульманами, а вероотступниками, а положение кафира   -  хуже собаки. Езидка не может стать полноправной женой в гареме наравне с другими, а рассматривается лишь как резервуар для спермы и объект для издевательств, даже если рожает от своего мучителя ребёнка.  Каждой спецоперации по спасению такой женщины предшествует длительная подготовка:  сбор информации, проверка её достоверности  (у женщин изменены имена, а лица закрыты), рекогносцировка, вербовка помощников и информаторов на территории лагеря, тщательное изучение всех возможных рисков. Лагерь охраняется только по периметру, внутри него никакого обеспечения безопасности нет.  Любой срыв, любой форс-мажор чреват гибелью и самой женщины, и её спасителей.

От кадров, снятых в таких экстраординарных условиях и обстоятельствах, глупо ожидать отменного качества   -  когда речь идет о жизни и смерти, как-то не до угла наклона камеры и не до регулирования резкости.  Тем не менее, съёмочная группа Хирори демонстрирует нам несколько примеров спасения человека, причем  в нескольких случаях внезапность налёта не помогает   -  «похитители»  вынуждены уходить от погони, а снимающий их оператор   -   уклоняться от пуль, а потом до конца жизни праздновать свой второй день рождения.  Для съёмочной группы этот опыт   -  не какое-то лихое стрингерство, а участие в благородной гуманитарной миссии спасателей.

Отдельный сюжет   -  судьба спасённых после чудесного спасения, и тут зритель узнаёт, что «некоммерческая организация помощи езидам на севере Сирии «Дом езидов»   -  это гостеприимные дома Махмуда, Зияда и их коллег: «спасатели» привозят женщин в свои семьи, и начинается мучительный процесс адаптации и психологической реабилитации, без всяких специалистов:  психологами-терапевтами становятся жёны и дети волонтёров, но эффект налицо   -  прийти в себя в приветливом многолюдном доме, в тепле и заботе куда проще, чем в специализированных реабилитационных центрах. Символическая сцена   -  сжигание чёрных никабов как последних нитей, связывающих со страшным прошлым.  Историй, рассказываемых спасенными женщинами, так много, что каждая по отдельности уже перестаёт впечатлять, восприятие притупляется. Отдельная тема   -  женщины, перепроданные и увезённые европейцами, зубы, выбитые новым хозяином-шведом, побои, нанесённые господином из Германии   -  для того, чтобы быть людоедом, совершенно не обязательно вступать в организации с запрещёнными аббревиатурами…  Стены Дома езидов обклеены листами белого ватмана, на которых сотни, тысячи фотографий.  И всё-таки на душераздирающих кадрах с 7-милетней секс-рабыней надламывается психика даже у самого стойкого зрителя.

Кто-то упрекает съемочную группу в ангажированности   -  показана лишь одна сторона правды, за кадром остаются многие неудобные для этой стороны моменты   -  симметричное применение силы курдами по отношению к пленным джихадистам, отсутствие нормального судебного процесса над ними и замена внесудебными расправами и ещё много того, что в фильме не показано.  Но в любом конфликте художник вправе выбрать сторону, и он её не только выбрал, но и готов активно отстаивать.

В нашем мире Добро может существовать только противодействии со Злом: отпущенные по амнистии из тюрьмы города Хасаке ИГИЛовцы мстят езидским «спасателям»:  кадры горящей курдской деревни, пылающего поля и объятого огнём Дома езидов показывают, что это противостояние ещё очень далеко от завершения. Волонтёрами спасено сегодня 206 езидок, а числятся без вести пропавшими ещё 2000.

Фильм Хогира Хирори  -  мощнейшее гражданское высказывание.  И режиссер, и его герои, и вся съемочная группа достойны не художественных премий, а высших государственных наград за гражданское мужество, за миротворчество.

документальное кино, ММКФ, 2021

Previous post Next post
Up