Showgirls

Jan 07, 2021 12:25




Кино легкого поведения. Часть шестая.

Мы - за смех! Но нам нужны
Подобрее Щедрины и такие Гоголи,,
Чтобы нас не трогали.
Юрий Благов
1953

Ненавижу мюзиклы, а вот американцы любят, большая часть, и наши тоже, некоторые. Я смотрю и ржу чета, если трезвый, а если пьяный ваще угораю, очень уж потешно оне там прыгают и конечностяме машут очень пафосно. Особенно в американских, а у нас поют все больше и стоят как столбы, хотя вот видел я однажды мюзикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», но об этом в другой раз. А пока об известнейшем фильме Пола Верховена «Showgirls». Сдается мне, что голландец тоже мюзиклы не очень… Иначе, зачем ему так жестко троллить америкосов, да еще за их же собственные деньги?
Тут, в предыдущих обзорах о «кино легкого поведения», было достаточно картин, в которых известные режиссеры оппонировали ключевому произведению «сказочного американского надувательства» - «Красотка». Таких, как например «Шлюха» Кена Рассела. Все они, однако, были как «дробина» летящая в железобетонную задницу слона, в смысле - слишком малобюджетные и арт-хаусные. Хитрый голландец применил принципиально новаторский подход. Он сделал как бы большой мейнстримный блокбастер, за не маленькие деньги голливудского монополиста, а уже под него закамуфлировал кислотнейшую сатиру и кич. Причем сделал это достаточно тонко и остроумно, что бы продюсеры не заподозрили неладное, до самого выхода, когда уже было жалко бабла.


После успеха «Робокопа», «Вспомнить все» и особенно «Основного инстинкта», Верховен почувствовал достаточную уверенность в собственных силах и приготовился снять уже что-то настолько прозрачное и провокационное, что бы ощутимо встряхнуть болото. Тему он выбрал самую горячую, так сказать, «нравы и повадки в мире шоу-бизнеса», на примере эротической индустрии Лас-Вегаса. Все это, по сценарию Эстерхаза, уже проверенного в «Basic Instinct». Острие сатиры было направлено в самое сердце американской массовой культуры, гордость Америки - шикарный, бохатый, громкий эротический мюзикл.

Немного о сюжете, для тех, кто вдруг еще нетленку не видел. Речь идет о некой претендентке на «место под солнцем» Номи, приехавшей в Вегас. Номи молодая, но как бы достаточно потрепанная герла, решившая пробиться и сохронить, насколько можно остатки гордости. Девка эффектная, опытная, она никому не верит и твердо намеренна эгоистически, отстаивать только собственные интересы. Ее, конечно же «кидают», в первые же минуты пребывания в «центре американской индустрии порока».

Номи начинает трудный подъем, почти с самого начала карьерной лестницы - стриптиза в средней руки клубе. Благодаря, так сказать, своему «таланту», ее замечают и приглашают в успешное эротическое музыкальное шоу. Нравы и порядки этого дорогого заведения, собственно и представляют собой декорации сей, печально-помпезной повести.

Самая удачная метафора, на мой вкус, тут сцена с разбежавшимися по театру обезьянами. После этой сцены, я реально зауважал Верховена. Тут собственно и стало ясно, почему персонажи нарочито вульгарные, сцены с номерами чуть более вычурные, а поступки героев намеренно гиперболизированы. Все это в общем не о танцах, и даже не о «голливуде», а скорее о всей Америке. Невозможно зайти в лужу и не запачкаться, это тезис, Верховен испытал на собственной… шкуре.


Собственно, кино о шоу-бизнесе, я поместил в серию очерков о «фильмах легкого поведения», потому что Верховен, как раз и ставит знак равенства между просто бизнесом и проституцией. Мотивы поступков людей лежат в сфере сексуально-денежных отношений, не зависимо от уровня: 100 баксов, 1000 баксов или 1млн. Эту, основную часть картины, как раз и должны были символизировать предельно откровенные эротические сцены. В этих сценах, нет стремления к утонченности и привычной зрителю «красивости», Верховен, намеренно поставил все грубо, реалистично и даже натуралистично. Вот этого широкие круги общественности не поняли, в более высоких сферах, конечно же все правильно оценили и уж тем более простить не могли.

Беркли - дебютантку, конечно растоптали. На мой взгляд, совершенно незаслуженно. Девка три года разучивала все эти телодвижения, семь потов согнала, собственно воплотила 100% режиссерскую задумку. Персонаж, максимально неудобный и не вызывающий сочувствия, это вам не рафинированная «Красотка» фанерная, а главгад - даже если только подумает о «мифически-абсурдном пути исправления», как Ричардгир например, то Америка, в тот же час перестанет существовать как государство. Жалко, что Маклахлен оказался настолько трусливым и отрекся, и от своей работы, и от фильма, и вообще «его здесь не стояло». Эстерхаза тоже уничтожили, а вот Верховен устоял.

Почему устоял Верховен? И даже снял еще пару фильмов в Голливуде, причем, не менее провокационных? Напрашивается ответ, что чувак был феноменально «внутренне свободен», особенно в связи со слухами о «чемодане отборных, голландских ништяков» привезенных в Америку. Но мне нравиться гипотеза о связях голландца, выходящих далеко за пределы Голливуда, а уехал он, в конце концов, возможно, потому что и эта «политика» его разочаровала.


В наиболее щекотливом положении оказался MGM, вложивший приличные деньги в проект, оказавшийся «троянским конем». Бедные босы изворачивались как «уж на сковородке», стараясь сохранить лицо и хоть какие деньги вернуть. Они устраивали крайне самокритичные акции - «так плохо, что даже хорошо», они вылавливали малолеток из кинотеатров и организовали беспримерный по широте ночной прокат. Однако фильм с рейтингом NC-17, в принципе, не мог собрать кассу, а ведущая кинокритика, вкупе с голливудскими партнерами, закидала картину говном. В итоге выручил релиз в хоум-видео, который отбил неплохие деньги, народ разбирал кассеты в расчете на легкую порнушку.

Ниже приведены комментарии с форума картины, одного известного русскоязычного сайта. В большинстве своем, мнения о фильме позитивные, но примитивные. Причина имхо, в оригинальном представлении наших людей на кинематограф вообще и заокеанщину в частности. Само собой, тонкости иронии остались не совсем понятными, а танцы и костюмы американские, для нашего человека (особенно женщин), как для папуасов стекляшки. Да и вообще все американские фильмы в 90х были для нас априори хороши, а кич воспринимался как должное, по причине распространения его отечественного аналога. Ближе к концу 10х, зритель стал более разборчивым и мнения разделились. В Америке фильм стали дружно хвалить, а многие наши соотечественники ругать.






























































эротическое, кинообзоры

Previous post Next post
Up