Часть первая. Итальянский темперамент.
Вечно актуальная тема женщин лишенных социальной ответственности поднималась в мировой культуре испокон веков, многочисленные гетеры и вакханки присутствовали в любом уважающем себя античном произведении, причем упоминались они отнюдь не с сожалением и укором, а напротив с одобрением и симпатией.В христианских источниках, как в апокрифах, так и в канонических текстах, падшие женщины тоже далеко не клеймились, а напротив требовали к себе особого сочувствия и понимания. В европейской классической литературе тема касалась в основном расчетливых, независимых и удачливых дам полусвета, вызывавших скорее зависть чем сочувствие.
20й век привнес в эту тематику огромное разнообразие, вслед за литературой, кинематограф обмусолил жизнь уличной или салонной женщины со всех возможных сторон. Были расписаны всеми красками бесчисленные типы теток, вызывавшие к себе весь спектр чувств, в зависимости от подаваемого материала. Количество фильмов так или иначе задевающих сабж, огромно. Однако попытаемся вспомнить хотя бы несколько картин напрямую поднимающих вопрос в максимально различных ракурсах.
Согласитесь, трудновато было неореализму обойти данную тему, по той простой причине что «отрасль» в послевоенной Италии имела промышленные масштабы, а реализм на то и реализм. Правда собственно «производственный процесс» ограничивался довольно целомудренными сценами стояния на панели или максимум, появлением бабочки в подвязках на рецепшене, все это снималось с большой оглядкой на цензуру.
Теперь о типажах. В знаменитом фелиниевском фильме 1957 года «Ночи Кабирии», в развернутом виде описывается нелегкая судьба простой уличной женщины, в исполнении жены режиссера, кстати, многие афтары были не прочь снимать своих жен и даже дочерей в сих неоднозначных ролях.
Кабирия Феллини - простая итальянка, в меру экспрессивная, в меру романтичная и очень наивная тетка, которой фатально не везет в личной жизни, ее раз от раза «кидают» мужики. К середине картины создается полное впечатление универсальности сюжета, замени профессию Кабирии на любую другую, например на ткачиху или на кондитера и на сюжет это не повлияло бы.
То есть по большому счету профессиональная деятельность девушки никак не сказалась на ее характере и детской наивности. Еле заметный намек на внутренний изъян героини содержится в ее раздвоенном сознании, показная грубость и цинизм проститутки Кабирии противопоставляется оставшейся в подсознании Марии.
Вообще трудно говорить о фильме Феллини с точки зрения банального освящения какой либо прикладной темы, все таки это фильм имеющий глубокий философский подтекст. Однако все же надо отметить, что проститутки в послевоенном Риме довольно прилично упакованы, имеют какие-никакие деньжата, а с сутенером могут заработать и на автомобиль.
Аутентичную обстановку дна, как раз помог поставить Пазолини, впоследствии сам снявший пару картин по сабжу. Правда однозначно ответить на вопрос «о проституции ли эти картины?», я лично так и не смог, хотя в первой - «Аккатоне» (1961) главный герой сутенер, а во второй - «Мамма Рома» (1962) главная героиня проститутка. Посыл фильмов слишком сложен, что бы ограничить его одной какой либо проблемой, но представление о предмете все же дает.
Из всех режиссеров снимавших на тему изнанки общества, пожалуй Пазолини относился к своим героям наиболее строго, он сам вышел из этой среды и знал жизнь нищих окраин не понаслышке. Хоть режиссер-коммунист и понимал ответственность общества за безнадежное состояние его беднейших слоев, однако резко критически относился к умонастроениям самих «представителей». Сутенер Витторио по прозвищу Аккатоне (Нищий), так и не смог заставить себя изменить отношение к жизни, а проститутка со стажем Мама Рома, в конгениальном исполнении Анны Маньяни, не смогла разобраться в причинах и следствиях, как и преодолеть заблуждения относительно нравственности людей, к какому бы классу они не принадлежали.
Что касается бытописания, тут Пазолини дает пожалуй самый реалистичный и широкий спектр контингента, от молодых начинающих по принуждению или по склонности характера, до опытных и вовсе уже не молодых женщин, у которых практически нет никакой надежды вырваться из круга.
Пазолини делает такое грустное заключение исходя из выводов относительно сознания людей много лет занимавшихся торговлей собой и не способных перестроится ментально, хоть материально они в общем и довольно успешны, и зарабатывают весьма неплохо по сравнению с простыми работягами.
Как и в «Кабирии» Пазолини дает весьма схематичное изображение непосредственно «производственного процесса», сообразуясь с цензурными особенностями начала 60х, однако криминальные издержки, вроде избиений, унижений и полицейского преследования сняты очень живописно. Что не скажешь еще об одном попавшем под руку итальянском фильме 60х, «Брак по-итальянски» Витторио ДеСика 1964 года.
Витторио ДеСика был хоть и левых взглядов, но все же из аристократии, к тому же очень добросердечным человеком. Его картина из всех вышеперечисленных, пожалуй самая лояльная к проститутке Филумене, в исполнении Софи Лорен.
Практически, в качестве проститутки Филомена выступает в хешбеках, однако и по этим эпизодам можно понять что «работницы сферы услуг» в послевоенной Италии, отнюдь не отличаются рефлексией, да и окружающие готовы носить на руках отдельных представительниц.
Более того, при достаточном хитроумии, возможно даже выгодно выйти замуж за богатого красавца Мастрояни, хоть и не сразу.
Конечно «Брак по-итальянски» не о проституции, а о семейных ценностях, это вовсе не реализм, а лирическая комедия, однако проститутка из Софи Лорен получилась фактурная, и ближе к финалу выражает мысль ценную в понимании проблемы: «Так вот, где ты меня взял, что это новость? Я была там, где бывал и ты. Точка!». В этой простой мысли, пожалуй, вся суть понимания проблемы как «спрос-предложение».
С хэпи-эндом ДеСика конечно слегка перегнул, количество сиропа в финале зашкаливает, зато становится понятно откуда черпал вдохновение Маршалл через четверть века снимая свою «Pretty Woman».
Продолжение следует…