ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ. Тот случай, когда ничего не предвещало - ни куцый анонс, ни скриншот, ни имя режиссёра. То, что я попал на этот показ - чистая случайность! Но картина фантастическая! Полтора часа на одном дыхании мы смотрим на историю нашей страны - от Февральской Революции до наших дней. В кадре живые и поражающие своей энергией женские портреты - первая женщина-космонавт, первая женщина-бригадир тракторной бригады, санитарка, прошедшая всю Войну, писательница-нобелевский лауреат, диссидентки и феминистки, бизнес-леди и диктор телевидения. Десятки историй, вызывающих то гордость, то горечь, то самые смешанные чувства - освобождение женщин в Средней Азии, блокада Ленинграда, "оттепель" 60-х, Чернобыльская трагедия, "лихие" 90-ые... Как в такой небольшой фильм автору удалось сконцентрировать столько материала - мне до сих пор не понятно. Но это реально чудо!
Возможно секрет в том, что режиссер - родом не из СССР, хотя и прожила в нем долгое время и неплохо говорит по-русски. "Дитя Восточного Блока", как она сама себя называет в фильме - мама из Болгарии, отец из Югославии. Живёт в Лондоне. Взгляд космополита, искренний интерес к нашей (и отчасти своей) истории, а ещё какое-то удивительно точное чувство времени - то что выгодно отличает первую самостоятельную работу Доли Гавански.
Тем удивительнее, что фильм этот поместили, или даже спрятали, во второстепенную программу "Русский след", чем вообще запутали зрителя. Никакого "следа" там и в помине нет - весь фильм целиком про нас. Фильм очевидно достоин был бы специального показа, неплохо бы смотрелся в "Свободной мысли". И уж точно таким картинам необходимы повторы, чтобы сработал внутрифестивальный "сарафан". Ещё печальнее, что в ближайшее время никаких других показов ни в Москве, ни в других городах России не предвидится - фильм отправляется в большое фестивальное плавание. Остается только пожелать ему удачи и счастливого возвращения!
* * *
В конкурсе короткого метра я посмотрел пока всего две работы. На ещё две не пошёл сознательно - не хотел портить впечатления от уже просмотренного. Да и темы их - война и беженцы - мне показались слишком уж вторичными, надуманными. Всё-таки от короткого метра ждешь чего-то посвежее. И вот о таких работах и хочется рассказать.
[Spoiler (click to open)]Польская картина ПОЛЬЗОВАТЕЛИ Якуба Пёнтека, романтический триллер про знакомство в Сети, за свои полчаса практически выворачивает наизнанку, чего не каждому полному метру под силу. Новая интернет-реальность изображена стремительной и чувственной. Любовь и ненависть вспыхивают за секунды и тут же гаснут. Подобно новогоднему салюту за окном. Новое одиночество слишком удобно чтобы от него отказаться. Миллион потенциальных надежд на встречу с "тем самым единственным" заставляет бессмысленно кликать "дальше". Человек по другую сторону экрана так и не становится подлинно живым, но лишь безопасным фоном для собственных проекций. Послушной игрушкой. А не согласен - чао-какао. Навсегда.
СЕКС, СТРАХ и ГАМБУРГЕРЫ - другой полюс love-story. Отношения между двумя фуд-фотографами, юношей и девушкой, то ли коллегами, то ли любовниками явно не клеются. На их счастье в Алматы объявлен красный цвет террористической угрозы и в их студию забегает очаровательная отвязная нимфоманка. Экстремальная ситуация обнажает чувства и заставляет отбросить ненужные игры. Короткий метр в лучшем виде. Уже не первая режиссерская работа Эльдара Шибанова, известного также по работе художника в "Уроках гармонии", лучшем казахском фильме нового века.
* * *
ЯО, совместного производства Франции и Сенегала - добрая и полная обаяния картина о дружбе взрослого и ребенка, о внезапном приключении и о доверии собственным чувствам. 13-летний парнишка Яо сбегает из дома и, проехав с одного конца страны на другой, встречает знаменитость - писателя Сейду Талля. Тот, будучи этническим представителем одного из местных племен, но родившись во Франции, ступает на африканский континент впервые. Им двоим предстоит небольшое и совсем незапланированное путешествие, ведь один из них никогда не видел моря, а другой - земли своих предков. Помогает случайность - "Бог, действующий инкогнито".
[Spoiler (click to open)]Лента чем-то напоминает "Кикуджиро" Такеши Китано, только без трагических ноток, присущих японскому мастеру. Дух времени: если раньше история про мужчину и мальчика была самодостаточна, то в нынешнем чрезмерно озабоченном обществе, непременно требуется сюжетная подпорка - небольшой романтический эпизод с красоткой, дабы пресечь ненужные подозрения в адрес героев. История от этого не пострадала, а вот мысли пришли невеселые.
Во всем остальном - картина Филиппа Годо со звездой "1+1" Омаром Си в главной роли исключительно положительная. И точно украсит теплый весенний вечер.
* * *
А вот македонскую киноленту БОГ СУЩЕСТВУЕТ, И ЕЕ ЗОВУТ ПЕТРУНИЯ для легкого вечернего кинопросмотра рекомендовать сложно. Картина-номинант на Золотого Медведя поражает диссонансом - визуально насыщенным, красивым языком автор рассказывает историю о человеческих отношениях, далекими от красоты. Небольшой инцидент выпадающий из традиционной жизни маленького городка - безработная Петруния случайно выиграла состязание, предназначенного исключительно для мужчин - внезапно вскрывает социальные раны общества и оказывается, что Темноё Средневековье никуда не ушло, но лишь мимикрировало до поры до времени. Конфликт между архаическим и прогрессивным, между предрассудками и здравым смыслом, между светским и религиозным оборачивается в конечном счёте конфликтом ненависти и любви. Повисшая в воздухе трагедия чудесным образом рассеивается. Ведь Бог есть. А как его зовут - по мне так, и не важно.
Небезукоризненная, но очень сильная картина, собравшая на поздний вечерний показ полный аншлаг.