НА ГРЕБНЕ "НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ВОЛНЫ"

Jul 20, 2018 06:16

"Сердце мира"  (реж. Наталья Мещанинова, 2018)

Двоякое у меня чувство после просмотра. Отлично сделанное кино во всех аспектах - камера, текст, сюжет, актеры, в том числе и четвероногие. Главный приз "Кинотавра" однозначно показывает: Наталья Мещанинова - состоявшийся мастер, со своим почерком и своей темой.



Что в дебютном "Комбинате "Надежда", что в "Сердце мира" Мещанинова открывает нам свой мир - не столько жестокий, сколько холодный. Северный Норильск, дождливая Псковщина - всё одно. Люди загнаны в клетки, дни похожи один на другой. Редкое развлечение - сходить в кино или напиться с товарищем, и всё по новой. Герои, как и полагается канонами "российской новой волны", ни хороши, ни плохи. Объёмны. Противоречивы.

Если в финале "Комбината" главная героиня сбегала из своего безнадежного захолустья в большой мир, то в начале "Сердца" мы видим обратное движение главного героя, сбежавшего из большого мира в глухую заимку. Но и там, в узком кругу людей и животных, не может найти покоя. Несвоевременные известия с "большой земли" выбивают и без того скользкую почву из-под ног. И покатилось...



Ушедший от бабушки-дедушки, матушки и тётушки, от всех ушедший Колобок Егор обламывает зубки Лисичке-сестричке, Зайка-попрыгайка убегает зареванным в лес, Медведь награжден фингалом, в пол-лица и едва не посмертно, а невесть откуда взявшиеся в истории туристы-экологи получают дубиной по хребту. Старая сказка на новый лад. В итоге, герой решает поймать себя сам. Тут-то мы и понимаем, что никакой он не колобок, а просто потерявшийся щенок. Без роду, без племени. Дворняга. И не место ему в одной вальере с породистыми алабаями, которых к тому же кормить пора. Гостевой домик, в котором живёт Егор - та же конура. В хозяйский дом его зовут, кормят, даже любят. Но место, в случае чего, укажут. Щенок Егор платит за хозяйскую милость преданностью и прилежанием (вырезано цензурой: слабоумием и отвагой), но в отсутствие хозяев не прочь поваляться на хозяйской кровати и подъесть припасы в холодильнике. Дворняги - они такие, смекалистые. И очень живучие.

В принципе, с уверенностью можно постулировать, что мещаниновский Егор - новая реинкарнация балабановского Данилы Багрова. Всё те же травмы детства, всё тот же сложный подростковый возраст и всё то же "бытие в нигде".



Мещанинова - мастер эпизодов. Они точны, интересны, выразительны. Под стать и псевдодокументальная камера Евгения Цветкова работает на эффект присутствия. Но всё же, но всё же... Чего-то не хватает. Чего-то такого, что перевело бы "Сердце мира" из категории "лучший среди домашних" в категорию действительно мирового кино. И это что-то, на мой личный взгляд - материя тонкая. Та самая документальность и точность материала, "конёк" Натальи и как режиссёра, и как сценариста, кажется служит её фильмам дурную службу. И "Комбинат", и "Сердце" слишком уж документальные, слишком серьезные, слишком глубокие... У Балабанова, помянутого выше, было что-то такое, от чего дух захватывает и сердце колотится сильнее. В "Брате", например, это была целая триада - сказочный сюжет, переделанный в боевик, крылатые фразы и узнаваемый, затертый до дыр русский рок. Кажется, что при огромном внутреннем сходстве главных героев, отношение к ним разное. Мещанинова холодно и подробно, документально препарирует Егора, в то время как у Балабанова(также снимавшего поначалу док), если не любовь, то особая теплота и душевность по отношению к "штабному писарю". Кажется, что и к зрителю их отношение во многом такое же.

Показательно в этом плане название фильма. Как рассказала Наталья в одном интервью, "сердце" здесь не то, что англичане зовут "heart", а сердцевина, "core". Анализ вместо душевности уже в первом слове.



Второй момент, который, как мне кажется, сильно ограничивает Мещанинову-художника, это жесткое следование формату. Всё жесткое мертво и скучно. Ну правда! Игровое кино, в отличие от документального, куда гибче и позволяет богатейщую игру с форматами. Недавно смотренный "Фокстрот" Самуэля Маоза - яркий пример, как фильм о смерти может болтаться от трагедии к комедии и обратно, перебиваясь танцевальными номерами и мультипликационными вставками. Другой замечательный пример, причем очень созвучный "Сердцу мира", как по тематике и сюжету, так и по художественному решению - это "Стоять прямо" Алена Гироди.(Очень рекомендую его найти и посмотреть, особенно в связке с "Сердцем мира") Вплоть до финальной сцены, где герой-француз ложится спать в овине в обнимку с овцами. Несмотря на общее, фильм Гироди куда более смел и неоднозначен - он провакационен, местами фантастичен и даже немного скандален. Мещанинова же все углы сгладила, написав образцовое сочинение и получив заслуженную "пятерку с плюсом". К сожалению, это пока не "мировая литература".

Тем не менее, ни в коем разе не хочу отвернуть зрителя от действительно очень качественной и небанальной картины. Да и то, что я сравниваю её, пока ещё, молодого автора с лучшими режиссерами мира, думаю говорит само за себя.

Мой вердикт - очень достойная работа на гребне "новой российской волны", праотцом которой стоял Алексей Октябринович, а главными проводниками идей которой до недавнего времени были Хлебников, Хомерики, Сигарев, Попогребский. Могу ошибаться, но кажется, именно Мещанинова привнесла в "новую волну" элементы вербатима и вообще "новой драмы". Во всяком случае, дополнила её уникальным взглядом и чувством дистанции документалиста Марины Разбежкиной, у которой когда-то училась.

* * *

Тем, кому по сердцу описанный подход к кино, рекомендую успеть посмотреть картину двукратного призера Канн, Аличе Рорвахер, "Счастливый Лазарь". Мне кажется, и по духу, и по технике исполнения Наталья и Аличе очень родственны. Обе же очень сильны как сценаристы. А если кто хочет посмотреть другое российское кино, рекомендую "Подбросы" Ивана Твердовского и "Кислоту" Александра Горчилина. Предвижу, сняты они совсем в других традициях. Более подробно - в анонсе.

#Strelka #КинофестивальНаСтрелке #прокино #СердцеМира#strelkafilmfestival #strelkasummer

Наталья Мещанинова, #прокино, #strelkafilmfestival, #strelka, кинофестивали, #СердцеМира, новая российская волна, #КинофестивальНаСтрелке, #strelkasummer, Кинофестиваль на Стрелке, 2018

Previous post Next post
Up