АРТДОКФЕСТ-2017. КИНО О КИНО

Dec 08, 2017 09:08



Фильмы о фильмах - уникальный жанр. Они редко выставляются на всеобщее обозрение и ещё реже представляют собой интересное зрительское кино. Ниже речь пойдет сразу о двух таких фильмах, совмещенных кураторами кинофестиваля в один киносеанс - и это едва ли не самый интересный и самый сильный киносеанс всего фестиваля - по глубине мыслей и по насыщенности эмоциями.

Собственно, этим ударным киносеансом и началась питерская программа Артдокфеста-2017. При полном аншлаге в небольшом кинозале гостиницы "Англетер" - той самой, что напротив Исакия и в которой окончил свой земной путь Есенин. К сожалению, в Москве он будет идти в неудачное время - в понедельник днем. Но если кто может - не пропустите!

* * *

АНДРЕЙ ЗВЯГИНЦЕВ. РЕЖИССЕР (Дм. Рудаков, 2017)



Документальный портрет, пожалуй, самого известного современного российского режиссера, на съемках его последней работы "Нелюбовь".

Кто-то сказал, что в работах Звягинцева нет любви. Я не согласен. Работы Андрея, на мой взгляд, наполнены такой любовью - что куда уж больше? Но если кому в "Нелюбви" не хватило любви - посмотрите данную ленту, здесь любви много, она проще и понятнее, как понятнее становится и любовь самого Андрея.

Звягинцев предстает перед объективом Рудакова одновременно и "чудесным ребенком", ищущим в каждом кадре поистине детского чуда, и шахматистом-гением, который наперед просчитывает мириады комбинаций событий в кадре и выбирает лучшее.

[Spoiler (click to open)]

Звягинцев измучивает своих актеров бесконечными дублями, но спросите любого из них - они скажут, что эти мгновения лучшие в жизни. Перфекционизм Звягинцева сближает его с Тарковским, о чем не говорит только ленивый, но имеет совершенно другую внутреннюю природу - и это отлично показано в фильме. Звягинцевский перфекционизм - не способ самоутверждения, не "плевок в вечность" и даже не служение высокому искусству. Скорее, это отчаянная попытка спасти Человека в зрителе через страдания и сострадание, хоть в христианском, хоть в буддийском смысле.



Короткий монолог-рассуждение Андрея где-то под конец:

"Почему люди, прожившие 12 лет вместе, могут считать это время потерянным, считать его ошибкой? Наверно, потому что не видят другого человека как Целого, а только как Средство. Не видят, потому что поглощены борьбой за свою идентичность, эгоистичной борьбой за самих себя".

И в этих словах я, к своему удивлению, не услышал и ноты презрения или осуждения. Только боль. И это, конечно, роднит Звягинцева с другим российским режисссером - Алексеем Балабановым, имя которого не случайно всплывает и в этой документальной картине, и в следующей.


* * *

ЭТИ (П. Костомаров, А. Расторгуев, 2012)



Фильм снят известным тандемом документалистов, авторами "проекта Реальность", и рассказывает о съемках великолепной картины Алексея Попогребского "Как я провел этим летом", собравшей в 2010-11 годах целый букет международных призов.

Съемки проходили 3 летних месяца на самом севере Чукотки в труднодоступной и суровой местности. Вахтовка, везущая киноэкспедицию, едва не утонула в самом начале пути вместе со всей аппаратурой - так что большое кино в принципе могло бы и не случится.

Где трогательные и смешные, где серьезные и хмурые, "Эти" Костомарова-Расторгуева - редкий случай увидеть кино не как искусство, а как трудную, во многом мужскую, самоотверженную работу.

Не будет преувеличением сказать, даже Подвиг! Тот подвиг, который не виден зрителю за прекрасной картинкой северных пейзажей или напряженной игрой актеров, и который только угадывается за серебряными и золотыми статуэтками.

* * *

Москва, 11 дек., в 13:00 в "Октябре"

#АРТДОКФЕСТ #artdocfest #Звягинцев #прокино #посмотреть #Москва #СанктПетербург

Андрей Звягинцев, документальное кино, Как я провел этим летом, Нелюбовь, фильм о фильме, Павел Костомаров, Алексей Попогребский, кинофестивали, Александр Расторгуев, artdocfest

Previous post Next post
Up