Хотя в русском прокате новая экранизация Софии Копполы "The Beguiled" получила пошловатое имя "Роковое искушение" (по-моему, совершенно незаслуженно), это не лишает фильм главного - его живописности, кинематографичности, и особой, характерной для южной готики атмосферы.
Коппола - режиссер-живописец, которая с потрясающим вниманием к деталям (в том числе и костюмам) создает изящный и мечтательный женский мир, чья красота хрупкая ускользающая и немного мистическая. Кажется, что этот мир на грани сна и реальности, как полотна художников романтизма. Этим "Роковое искушение" похож на полнометражный дебют Копполы ["Девственницы-самоубийцы"], где молодые женщины это прекрасные, нежные, романтические существа - впечатление, в создании которого немалую роль играют костюмы.
"Девственницы-самоубийцы", 1999
"Роковое искушение", 2017
Вирджиния. Третий год гражданской войны, и группа молодых женщин - они оставлены и предоставлены самим себе в одиноком большом доме. Этот белоснежный, утопающий в зелени особняк и сам иногда кажется еще одним героем. А женщины в светлых романтичных платьях выглядят его хранительницами. Или заложницами?
Сам факт, что в самый разгар войны эти женщины одеты в белое, подчеркивает, что этот их мир - не совсем реальный, фантазийный. Художники по костюмам соглашаются, что логичнее (и реалистичнее) было бы одеть героинь в темные цвета - больше подходящие для такого времени, где почти каждая женщина уже потеряла кого-то из близких, по кому надлежит носить траур.
Но в мире "Рокового искушения" Софии Копполы балом правят светлые пастельные оттенки. К реальности их приближает лишь "выцветшесть", "застиранность" цветов, подчеркивающих, что рожденные в богатстве, сегодня этим женщинам приходится не так просто:
И вместе с тем в своих светлых нарядах они романтичны и мечтательны, легки, почти воздушны, как... приведения, духи на грани реальности и забытья. Они одни, о них никто не заботится, никто не помнит, кажется, что они уже никому не нужны в этом мире.
На первый взгляд, все героини похожи друг на друга. Однако внимательный взгляд начинает выхватывать детали, видя, как посредством костюмов художники создают отдельные (и разные персонажи). Детали их образов, материалы, расцветка, принты формируют визуальное воплощение разных характерных типажей: Девчонка-сорванец, Сильная Женщина, Скромница, Невинная, Кокетка...
Здесь есть мисс Марта - матриарх, глава и стержень этой маленькой женской секты общины. В соответствии с этим статусом подобраны и её костюмы - они имеют самый жесткий и четкий силуэт, в них единственных присутствуют имитирующие мужской костюм элементы. И только в её её костюмах мы видим присутствие черного цвета - это может быть символичной траурной лентой по потерянному близкому человеку:
С другой стороны - неискушенная Эдвина, моложе мисс Марты и значительно её мягче, уязвимее. Детали нарядов Эдвины подчеркивают невинность и хрупкость её натуры, её романтичность и мечтательность: кружева, изящная романтичная брошь, платье в крошечные незабудки, косы вокруг головы - скорее девичья, нежели женская прическа:
Смотрите, как костюмные "мелочи" отличают сильную Марту от нежной Эдвины: жесткий воротничок-стойка у Марты и мягкий "волнистый" у Эдвины, четкий горох и нежные мелкие цветочки, строгая линия пуговиц и романтичная лента, "взрослая" прическа и девичьи косы:
И наконец, Алисия - девушка-подросток, со всей силой стремящаяся войти во взрослую женственность, сексуальность. Уже не девочка, но еще не женщина в полную силу, что и отражено в её образах и костюмах. Так, Алисия единственная, кто (вопреки принятому этикету) не убирает волосы в прическу, а носит и свободно распущенными. Это впечатление wild & free художники также подчеркивают, намеренно несколько раз расстегивая верхние пуговицы её блузки:
Кажется, Алисия буквально охвачена идеей собственной женственности и стремлении проявить её с максимальной силой - её наряды обильнее остальных украшены именно женственными элементами: рюшами, оборками.
И все-таки это женственность еще "не спелая", которой еще предстоит созреть. И эта незрелость, девичьесть подчеркнута характерными костюмными приемами: основной цвет в нарядах Алисии - "девочковый" розовый, и часть её нарядов (включая одно из вечерних платьев) при всем кокетстве выглядит так, как будто его на первый бал выбирала для дочки мама:
И конечно же, самое интересное, в том числе и с костюмной стороны, начинает происходить, когда в этом женском царстве появляется мужчина... У каждой его присутствие вызывает свои чувства, но все достают лучшее из своих платяных судуков в стремлении привлечь его внимание:
Так, на свет пробиваются сдержанная и сдерживаемая надежды на романтику у мисс Марты, чей вечерний наряд вдруг "расцветает". пусть и сдержанными мелкими цветами (и как вам её кружевные митенки?!):
Соперничество Алисии и Эдвины более очевидно. Их платья одновременно очень похожи и различаются в соответствии с особенностями каждой:
Платья обеих сшиты из атласа, оба украшены кружевом. Но у Эдвины это невинный голубой, а у Алисии - и полудетский розовый. Первая в силу возраста уже может позволить себе открытые плечи, более взрослые крупные серьги, в то время как вторая все еще украшает себя лишь цветами и обходится без декольтажа и с рукавами-фонариками.
И обходя спойлеры, этих двух молодых женщин ждет еще один переворот - в отношениях с этим мужчиной и костюмный, соответственно. Так, Эдвине, удастся, пусть и на один момент, почувствовать себя женщиной в полной силе. Как выбрали отразить это художники по костюмам?... Дав ей по-настоящему взрослую прическу и наряд и черно-белую цветовую гамму, как... у мисс Марты (*эти же, возможно, они предсказывают и этой героине грядущий траур):
Что же до Алисии, то её новое платье все еще полудетское, с забавными невинными бантиками, дополненное ленточками вместо взрослых браслетов. Но цвет его на этот раз зеленый, что иногда символизирует зависть и...яд (*больше ничего не скажу - смотрите фильм!).
Ну а под конец все-таки спойлер все возвращается на круги своя - все героини убирают вечерние наряды в сундуки и получают обратно свое привычное платье и вместе с ним - привычную роль в вернувшемся в равновесие женском мире...