Каким мог быть «Хищник»: другой дизайн и Ван Дамм в роли пришельца

Jun 12, 2017 15:46




Фильм «Хищник», безусловно, занимает особое место не только в фильмографии Арнольда Шварценеггера, но и среди всех видных кинопремьер ’80-ых. Режиссёр Джон Мактирнан снял весьма нетипичное для своего времени кино, чей сюжет делал крутой поворот и превращал заурядный на первый взгляд боевик в напряжённый триллер, в котором до самой драматичной развязки зритель не был уверен в счастливом финале.

В немалой степени своему успеху фильм обязан первоклассной работе студии Стэна Уинстона, разработавшего дизайн и создавшего костюм пришельца. Однако знакомая нам внешность Хищника могла быть совершенно иной. И в  честь отмечаемой сегодня 30-ой годовщины со дня премьеры легендарного боевика предлагаю вам узнать, как мог выглядеть смертоносный межпланетный охотник.




Карл Уэзерс с протезом оторванной руки и Жан-Клод Ван Дамм с рукой-рукавом

Прежде всего стоит упомянуть, что «Хищник» едва не стал фильмом о противостоянии Шварценеггера и Ван Дамма. На начальных этапах своего производства, концепция пришельца была совершенно иной. Это должен был быть весьма юркий соперник, опасный не только своей невидимостью, но и нечеловеческой прытью, позволяющей ему быть практически неуловимым в непроходимых джунглях. На роль именно такого Хищника и был утверждён 25-летний Жан-Клод Ван Дамм. Он недавно перебрался из Европы в Штаты, рьяно продвигал свою карьеру экранного мастера боевых искусств и, наверняка, считал огромным успехом попадание в большой проект с одной из ярчайших звёзд своего времени.

К сожалению, с началом съёмок его ждало большое разочарование.

По какой-то причине, начинающий актёр из Бельгии оказался не в курсе того, что одну половину фильма он будет в «прозрачном» камуфляже, а другую - в резиновом костюме и маской на лице. Недопонимание привело к росту напряжённости, которая усугубилась после того, как Ван Дамм увидел свой костюм. Это был кроваво-красный наряд, разработанный студией практических эффектов Boss Films, при виде которого вспыльчивый бельгиец, как вспоминал специалист по мейкапу Стив Джонсон, выпалил, что в нём он будет похож на какого-то супергероя. Красный цвет был выбран не случайно: в спектре цветов он находится по противоположную сторону от зелёного и это позволяло специалистам по спецэффектам на этапе постпродакшена заменить его, сделав «прозрачным» зелёным.



Иными словами, Ван Дамм считал, что будет демонстрировать мастерство владения карате в схватке с Арнольдом, а на деле ему предстояло выступить в роли едва ли не статиста, которого ещё и сделают невидимым.




Но его растущее недовольство пока никак не сказывалось на общем ходе съёмок, которые к тому моменту начались в окрестностях Мексиканского городка Паленке, известного развалинами древнего поселения индейцев майя. МакТирнан, Шварценеггер, другие актёры и съёмочная группа находились в лесах уже несколько недель. На протяжении этого времени были отсняты те сцены, в которых Хищник попросту не появлялся, а мастера Boss Films занимались созданием костюма пришельца. Наконец всё было готово, и в условленный день из США прямо в джунгли прибыл большой деревянный ящик с долгожданным содержимым. Как позже вспоминал режиссёр, «Мы взяли ломы, вскрыли посылку, достали содержимое, переглянулись и поняли, что у нас неприятности».



Этапы создания оригинального дизайна Хищника: концепт-арт...


...миниатюрная модель...



...готовый костюм.



Ван Дамм в образе. На снимке видно, как его делали визуально выше коллег по съёмкам

Существо, которое должно было вселять ужас в зрителя и выглядеть способным на убийство целого отряда коммандос, имело крайне жалкий, в чём-то даже нелепый вид. «Как будто парень в костюме ящерицы и с головой утки» - так охарактеризовал увиденное Шварценеггер. Тем не менее, команда решила дать костюму шанс и проверить, как он будет смотреться в действии перед камерой. Сделав несколько пробных кадров, МакТирнан отослал их в Америку, снабдив короткой запиской «Вы же не хотите, чтобы мы продолжили вот с этим?». Шварценеггер был полностью солидарен: «Беспокойство нарастало с каждой отснятой сценой. Существо попросту не работало, оно было скверным и неправдоподобным. Кроме того, игравший Хищника Ван Дамм был неустанным жалобщиком».



Столкнувшись с перспективой разрушить серьёзный научно-фантастический хоррор неприемлемым внешним видом пришельца, студия принимает решение приостановить съёмки до момента, пока не будет найдено решение проблемы. К счастью, один из продюсеров ленты Лоуренс Гордон сумел договориться о выделении дополнительного финансирования, благодаря которому МакТирнан нанимает Стэна Уинстона. Будучи общепризнанным гуру визуальных, практических эффектов и грима, Уинстон только что закончил работу над фильмом «Чужие», для которого создал аниматронную модель Королевы чужих и костюмы ксеноморфов, и находился в разъездах в поддержку фильма Кэмерона. Работу над дизайном Хищника Стэн начинал в пути и долго не мог решить, какой будет у Хищника голова и лицо. Во время одного из авиаперелётов Кэмерон предложил Уинстону добавить пришельцу челюсти-жвалы, наподобие тех, что есть у насекомых и ракообразных.



Рисунок Стэна Уинстона

Вслед за утверждением нового внешнего вида, встал вопрос о более широкой переработке всей концепции пришельца. Теперь хищник обладал куда более интересной внешностью и МакТирнан решил отдать намного больше экранного времени его некамуфляжному, непрозрачному обличию. Стало очевидно, что Ван Дамм, будучи актёром среднего роста, попросту неубедителен рядом со Шварценеггером, чей рост превышает 180 см. Вопрос о замене Брюссельского мускула уже не обсуждался и был делом решённым. Хотя по сей день нет никакой официальной информации о его увольнении. Всё произошло, если так можно сказать, естественным образом, хотя в последующих интервью Ван Дамм и заявлял, что покинул проект из-за опасности, грозившей его здоровью: «Костюм нужно было очень долго надевать, минут 20. Он был из толстой резины и я ничего не видел: было лишь небольшое отверстие для дыхания. В костюме были кабели, приводившие в движение челюсти, голову. Было тяжело сохранять равновесие. А потом меня попросили прыгнуть в костюме с высоты и я отказался, т.к. точно сломал бы ноги».



Кевин Питер Холл примеряет костюм пришельца

Т.о. фильм покинул Ван Дамм, пробывший непосредственно на съёмках всего несколько дней. Его имя даже не было упомянуто в титрах, хотя многие сходятся во мнении, что на части кадров с прозрачным камуфляжем, вошедших в финальный монтаж фильма, запечатлён именно Ван Дамм. Вместо него был нанят актёр Кевин Питер Холл, чей рост составлял 220 см: картина наконец заполучила своё главное недостающее звено, в котором так нуждалось. Фильм был доснят за четыре недели и после своей премьеры стал большим кассовым хитом, войдя в десятку самых коммерчески успешных релизов года.



Промо фотосессия актёрского состава фильма. Второй слева - Шейн Блэк, в данный момент
снимающий новый фильм о Хищнике. Премьера - август 2018-го.

ПС: даже спустя десятилетия работа МакТирнана/Уинстона удерживает высокую планку качества. Педантичный, в чём-то даже максималистский подход авторов картины к поставленной задаче превратил Хищника в одного из наиболее узнаваемых киногероев, а сам фильм -  в нестареющую классику. И дрянная версия первого костюма, массовое отравление съёмочной группы, вечно жалующийся Ван Дамм - очередное яркое подтверждение того, через какие тернии может пройти кино, прежде чем засиять одной из ярчайших звёзд на небосклоне икон жанра.



Previous post Next post
Up