Мы часто слышим, что одежда умеет говорить. Но никто не знает это и не умеет пользоваться этим лучше, чем художники по костюмам. Наряды героев и бессловесной массовки способны многое рассказать: о времени и месте действия, передать настоение сцены. Костюмы же главных героев часто оказываются не менее красноречивы чем их диалоги. "Индокитай" (1992) один из отличных тому примеров - не просто история несчастливой любви, не просто метафор истории Вьетнама, но и показальный пример, как художники по костюмам [Gabriella Pescucci и Pierre-Yves Gayraud] смогли при помощи костюмов не только передать дух места и эпохи, но и дописать все, что не досказано между героями.
В центре "Индокитая" - история двух женщин: роскошной француженки Элианы и её приемной дочери Камиллы, наследной вьетнамской принцессы. Она же - зеркальное отражение истории самого Вьетнама/Индокитая, находившегося в 1930-е под влиянием французов.
Элиана - хозяйка каучуковых плантаций, воплощение зрелой европейской изысканности, взявшая на себя роль в воспитании юной и неопытной местной принцессы. Их отношения - хрупкий баланс между заботой и патернализмом, любовью и доминированием, мягкостью и силой. Смотрите, как точно и элегантно отразили это художники по костюмам:
Итак, Элиана - женщина-колонизатор, сильная европейская и её наряд полностью соответствует этой роли: с явной мужской энергетикой, очень европейский, стилистически перекликающийся со стилем "сафари", т.е. костюмом белого человека в экзотической стране, которую он приехал не только изучать, но и покорять, охотиться. Этот образ неоднократно уже служил на экране для похожих целей:
в похожих нарядах и контексте:
Грейс Келли в "Могамбо" и Мерил Стрип в "Из Африки"
В похожем наряде Элиана появляется и на своих плантациях, делая свой образ ещё сильнее, т.к. заменяет юбку на брюки:
На фоне уверенной в себе и сильной Элианы её приемная дочь выглядит хрупким и нежным цветком, одетая в соответствующие женственные и легкие цветочные платья:
Что интересно, наряды юной Камиллы [которые, очевидно, выбирает её приемная мать] все сшиты в европейском стиле. Так Элиана стремиться "окультурить" свою воспитанницу. И одетая в европейское платье, Камилла в этот момент символизирует свою страну - слабую, податливую, наивную в глазах своих "воспитателей"-колонизаторов, которую нужно учить и окультуривать.
Сама же Элиана нередко носит традиционный вьетнамский наряд или дополняет образ традиционными элементами, так она с демонстрирует, что Вьетнам это и её дом и она успешно и с легкостью лавирует между двумя культурами:
Самой Элиане кажется, что в своей жизни она нашла идеальный баланс, что она умеет гармонично вписаться в местный пейзаж несмотря на различия происхождения, положения и культуры:
Но какой красивой не была эта иллюзия, в глазах местных Элиана - одна из тех, кто захватил их страну. Символично и то, что героиня владеет именно плантациями каучука, где, чтобы получить сок, на дереве делают глубокие надрезы - красноречивая метафора тому, что делают колонизаторы, "выдавливая соки" из Вьетнама. Поэтому белые изысканные европейские платья Элианы часто покрыты черным рисунком, как будто запятнаны каучуком - на ней тоже печать колонизатора:
И параллельно это отражает отношения между Элианой и Камиллой: первой хочется быть заботливой и светлой матерью, но на это желание ложится черное пятно, как только между двумя женщинами встает мужчина. В глазах Камиллы образ её приемной матери окрашивается в черный цвет [хотя последняя до конца уверена, что действует исключительно из благих намерений]. Раскол между матерью и дочерью в роковую ночь, и символично одна - в черном (цвет старости, траура, потери), вторая - в белом (цвет чистоты, новых начал и невесты):
Отношения между этими женщинами уже никогда не будут прежними. Камилле предстоит наконец надеть национальный наряд, узнать свой народ и стать для него настоящей "Красной принцессой".
Элиане еще предстоит почувствовать, что как бы она не старалась, в этой стране она не будет своей - Вьетнам готовится к войне, и она здесь на бочке с порохом, готовой в любой момент воспламениться. Ей предстоит либо сдаться, либо бороться за то, что она считает своим - смотрите, как платье превращающее саму героиню в язык пламени:
И единственными её настоящими соратниками будут её соотечественники и такие же колонизаторы французы - с ними её связывают культура, история и общие интересы:
Правда, будет для Элианы и надежда на возрождения - когда в её доме появляется новорожденный сын Камиллы. И героиня, символично облаченная в весенне-зеленый национальный вьетнамский наряда, готова снова дарить заботу "новому Вьетнаму".
Поменяет ли это что-то для героини? Оправдаются ли её надежды, что, став новой матерью рожденного в борьбе, она станет и частью нового только рождающегося Вьетнама? Что говорит нам об этом последний наряд Элианы?
Оставляю для вас открытым этот вопрос (и заодно мотивацию обязательно посмотреть этот потрясающе красивый фильм, если вы его еще не смотрели!). И на этом откланяюсь до следующей встречи.