Из истории фантастической Советско-Американской дружбы.
Этот обзор будет не только о кинофантастике, и даже не только о киноиндустрии, в этой истории отразилось стремление к звездам и меркантильный мелочный интерес, в общем типичное противоречие свойственное двадцатому веку, как наверное и любому другому.
Информация о Павеле Клушанцеве в России худо-бедно стала появляться с развитием сети, ни с того ни с сего, выяснилось что человек неприметно проживший в Питерской коммуналке до девяносто девятого года, по большому счету, зарядил таких деятелей как Лукас и Кубрик на их дальнейшие «эпические» кино-свершения. Павел Клушанцев был не только режиссер и оператор внесший огромный вклад в развитие кинематографа, это был человек по хорошему «больной» космонавтикой, он снял кучу научно-популярных фильмов, его «Вселенная» (1951) и «Дорога к звездам» (1957) признаны этапными в мировой кинофантастике и у нас и на западе. Кубрик позже признавался что именно «Дорога к звездам» явилась толчком к созданию «Одиссеи», и именно оттуда была взята методика «эффекта невесомости». Однако хочу остановится на двух игровых фильмах, история создания и продвижения коих сама по себе может лечь в основу крутейшего научно-популярного, драматического, приключенческого, остросюжетно-комедийного киносценария. Это «Небо зовет» (1959) режиссера Козыря по сценарию Сазонова соавтора так же и «Дороги к звездам» и Клушанцевская «Планета бурь» (1961). Фильмы очень четко попали в струю бешенного интереса к теме, сопровождающего первые шаги советской космонавтики. Можно только догадываться, что двигало руководителями Госкино, продавшими фильмы американцам, но то что сотворил известный кинодел, пират и раздолбай Корман с Советской киноклассикой, достойно отдельного «судебного разбирательства».
Небо зовёт
Жанр: Фантастика, приключения
Год выпуска: 1959
Продолжительность: 01:11:08
Режиссёр: Александр Козырь, Михаил Карюков
В ролях: Иван Переверзев, Александр Шворин, Константин Барташевич, Гурген Тонунц, Валентин Черняк, Виктор Добровольский, Александра Попова, Лариса Борисенко, Лев Лобов, Сергей Филимонов...
Сюжет «Небо зовет» лаконичен и прост как силуэт ракеты «Родина» устремленный к звездам, экипаж из двух человек, по велению науки и коммунистической партии отправлен к планете Марс с сугубо научными целями. На орбите «космический челнок» швартуется к станции «Мир», для подготовки к финальному прыжку, эпизоды связанные с орбитальной станцией и швартовочной платформой, кстати, стали одними из самых удачных и вошли впоследствии в другие «переснятые» фильмы.
Однако вернемся к сюжету: неожиданно поступает просьба от американских коллег, принять «Шатл» «Тайфун», ха ха ха, ну конечно! Разве наши самые гуманные и доброжелательные космонавты могут отказать своим коллегам, хоть и проклятым капиталистам?
В ходе дружественного банкета, тупой америкос, видимо принявший лишнего, проговаривается о целях своего проекта. К изумлению радушных хозяев, не ожидавших от гостей такой прыти, выясняется что цель - Марс, конечно же в исключительно коммерческих, стяжательских целях, как то, поторговать марсианскими участками например. Руководитель советской экспедиции, видимо от неожиданности... тоже приняв лишку, в ответ проговаривается в аналогичных планах, только исключительно во имя науки, хитрый америкос, приняв алкозельтцера, стучит своему руководству. Американское руководство, движимое хищническими, буржуазными интересами, приказывает немедленно заводить мотор к Марсу, несмотря на неблагоприятное погодное астрофизическое положение, чем ставит под угрозу, без сомненья, самое ценное - жизни космонавтов. Тайно, «под покровом ночи», пока хозяева в отрубе, коварные американцы снимаются с якоря.
Последствия не заставили себя ждать, горючего не хватило, их сносит на Cолнце, с вполне ожидаемым результатом. SOS! Панически семафорит глупый янки, обливаясь соплями и слезами. Не ссы чудак, тебе на выручку уже спешат спокойные и сильные советские парни, на своей мощной ракете «Родина». И таки берут на буксир гибнущий космолет, но ценное топливо потрачено при маневрировании, американцы бросают свою халабуду и перебираются на «Родину». Вот он Марс, уже видны его моря и каналы, но топлива катастрофически не хватает, хорошо мимо пролетал астероид Икар, на него то и приастероидились наши храбрые космонавты.
Срочно стартует грузовой автоматический корабль с топливом, но терпит крушение при подлете. Решено отправить еще один корабль с пилотом, ведь самое ценное это жизнь людей и дружба. В этот раз все проходит успешно, спасенный экипаж приземляется прям на плавучую платформу близ Ялты, предвосхищая жалкий плагиат с «Фальконом». Толпа с цветами и красными знаменами, пионеры в красных галстуках буйно приветствуют международный комический коллектив.
Битва под Солнцем / Битва за пределами Солнца / Battle Beyond the Sun
Страна: СССР, США
Жанр: фантастика
Год выпуска: 1960
Продолжительность: 01:03:53
Режиссер: Александр Козырь, Михаил Карюков (в титрах не указаны), Фрэнсис Форд Коппола / Francis Ford Coppola
В ролях: Иван Переверзев, Александр Шворин, Константин Барташевич, Гурген Тонунц, Валентин Черняк, Виктор Добровольский, Лариса Борисенко, Лев Лобов, Сергей Филимонов, Мария Самойлова (в титрах не указаны)
Прикупив это чудо изготовленное на студии им Довженко, г-н Корман, надо полагать попал в не самое легкое положение, фильм был ненавязчиво но плотно нашпигован «красной агитацией», удалить ее полностью, означало нарушить центральный сюжет выстроенный вокруг космического соревнования под которое и сняты почти все сцены фильма. За дело взялся начинающий режиссер Френсис Форд Коппола.
Видно парень уже тогда был подвержен нездоровому влечению ко всяческим апокалипсисам, действие фильма было перенесено в мир после ядерной войны. Что навеяло Копполе эту идею? Солнечные крымские пейзажи или жизнерадостные упитанные пионеры, история умалчивает. Зато становится как то понятно, что под впечатлением сего великолепия режиссер перенес противостояние в плоскость Север-Юг, причем Юг остался за Советами. Однако из фильма была полностью удалена вся советская идентификация, не только все фамилии персонажей были заменены на английские, но и (в порыве рвения) фамилии актеров тоже. Ну и конечно же вымарали все упоминания о идеологических разногласиях, а заодно о дружбе, взаимовыручке и самопожертвовании.
Надо сказать, что изменения в основном коснулись переозвучки, к видеоряду американцы в этот раз подошли относительно бережно, даже сохранили красные звезды на ракетах, красные знамена, красные пионерские галстуки и портреты пионеров-героев на торжественной встрече в Ялте. Однако название корабля «Родина», почему то встретило необъяснимый приступ ненависти, было закрашено, а корабль переименован в нейтральную «Удачу». И еще одно дополнение, которое надо полагать, могло ввести в ступор хорошо научно подкованных Советских авторов, традиционно стремящихся к максимальному правдоподобию.
В погоне за дешевыми эффектами и низменными вкусами они поселили на астероиде совершенно, научно неправдоподобных существ-монстров по форме напоминающих гипертрофированные огромные половые органы, предельно агрессивного характера, с зубами и щупальцами. Подобное милое дополнение, возможно, было внесено что бы хоть как то оправдать новое название - « Battle Beyond the Sun».
Планета бурь
Жанр: Фантастика, Приключения
Год выпуска: 1961
Продолжительность: 01:21:49
Режиссёр: Павел Клушанцев
В ролях: Владимир Емельянов, Геннадий Вернов, Георгий Жжёнов, Кюнна Игнатова, Юрий Саранцев, Георгий Тейх
Описание: Производство: Ленинградская киностудия научно-популярных фильмов. Сценарий Александр Казанцев и Павел Клушанцев.
С точки зрения сюжета и технически фильм «Планета бурь» получился куда интересней своего предшественника и тут надо отдать должное непосредственно Павлу Клушанцеву, он бился за сценарий до конца. Изначально история о путешествии на Луну, в муках и с большим скандалом трансформировалась в путешествие не Венеру, в основу сценария был положен одноименный роман Александра Казанцева.
Намного серьезней была проработана драматургия и актерская игра более убедительна. Так как действие «Планеты бурь» хронологически следует за «Небо зовет», присутствие американцев (как проштрафившихся) на трех кораблях венерианской экспедиции минимально, присутствует только один американский профессор Керн (и то по рекомендации международной ассоциации), зато наличествует реальное детище капиталистической мысли, изобретение профессора робот Джон.
После гибели одного из кораблей, до орбиты Венеры добираются два космолета «Вега» и «Сириус», по инструкции они должны дождаться подкрепления с Земли, но порывистый командир смешанного экипажа «Веги», Щерба (Саранцев) не желает ждать. Проанализировав ситуацию, «стремительный домкрат» - робот Джон дает рекомендацию на спуск в планере (вопреки всем инструкциям). На орбите остаются «Сириус» с тремя членами экипажа и «Вега» с третьим космонавтом и по совместительству возлюбленной Щербы - Машей Ивановой. После аварийной посадки на болото, связь с планером теряется. Командир «Сириуса» Вершинин (Емельянов), дает команду к посадке.
Тем временем Щерба, Керн (Тейх) и робот Джон пребывают в состоянии культурного шока, ибо Венерианское болото буквально кишит жизнью, кроме разнообразных экзотических растений, Венера населена немалым количеством агрессивных, доисторических динозавров, кои передвигаются мелкими зловещими прыжками и перебежками и норовят кусануть за ногу. Отстреливаясь из табельного оружия, наши храбрые космонавты с большим трудом, выбираются из болота.
Привенерившийся экипаж «Сириуса», в составе капитана Вершинина, инженера Боброва (Жженов) и радиста Алеши (Вернов) тут же подвергаются нападению ужасного, хищного растения с щупальцами, а так же слышат странные неземные звуки, напоминающие игру на пиле подвыпившего колхозника, которые романтик Алеша тут же идентифицирует как песню прекрасной венерианки.
Усевшись в небольшой летательный аппарат спасатели отправляются на поиски планера, взяв попутно кровь на анализ (находчиво при помощи табельного оружия) из хвоста бронтозавра, подвергаются атаке птеродактиля, вынужденно уходят на дно венерианского моря.
Тем временем смешанная группа, покусанная дикими болотными динозаврами, почувствовала легкое недомогание, и неизвестно чем бы все закончилось, если бы не робот Джон, вовремя напоивший подопечных таблетками, чем собственно и оправдал свою незаменимость, однако рано они радовались.
Перебираясь через реку лавы от внезапно извергнувшегося вулкана, верхом на роботе Джоне, наш наивный смешенный экипаж, едва не был скинут к ... свихнувшейся от перегрева тупой американской железякой, чем собственно и был удостоверен в эфемерности халтурных капиталистических достижений. Еще одна сюжетная линия фильма состояла в переживаниях и непростом моральном выборе Маши Ивановой, порывавшейся нарушить инструкцию и привенерится на помощь заблукавшимся товарищам, забегая вперед, надо сказать что дисциплина победила, чем спасла и людей и экспедицию.
Приключения между тем, подходят к концу, «Сириус» готовится к экстренному взлету, радист Алеша расколов булыжник, найденный на дне, видит лицо прекрасной венерианки, вырезанное в изящном стиле рококо, он бежит и кричит что мол: «Нашел! Нашел! Ее!...», но водворен на место крепкой рукой товарища, трап убран хорошим пинком тяжелого космического ботинка, взлет… В отражении венерианской лужи мы видим женщину в белом хитоне, с причудливой прической а ля Агузарова, простирающую руки во след улетающему космолету.
Выпуску фильма в прокат едва не помешал инцидент на просмотре в министерстве. Товарищу Фурцевой категорически не понравился эпизод с нерешительной Машей Ивановой, и что самое удивительное, этот эпизод был одним из двух полностью переснятым американцами, уж не знаю чем им не угодила Маша Иванова, но уж конечно она была посимпатичней врезанной в фильм железобетонной американки.
Путешествие на доисторическую планету / Voyage to the Prehistoric Planet
Страна: США, СССР
Студия: Roger Corman Productions
Жанр: Фантастика
Год выпуска: 1965
Продолжительность: 01:13:43
Режиссер: Кёртис Харрингтон / Curtis Harrington
В ролях: Геннадий Вернов, Георгий Жжёнов, Бэзил Рэтбоун, Фэйт Домерг, Георгий Тейх, Юрий Саранцев (в титрах не указаны)
«Переснимая» фильм в этот раз, г-н Корман не стал изощрятся, а тупо присвоил все Венерианские достижения Америке, директором проекта назначили какого-то воротилу, до сняв необходимые эпизоды, всех персонажей перекрестили пиндосовскими фамилиями, актеров тоже (Георгий Жженов у них стал «Курт Боден»).
Из переозвученного варианта полностью исключили все рассуждения о гипотезах распространения жизни во вселенной, заменив их короткими диалогами исключительно технического характера, в одном из эпизодов не преминули съязвить относительно «маскарадного» происхождения, «приговоренных из табельного оружия», реально диких болотных динозавров (дескать это были переодетые местные!).
Фильм провалился в прокате. И это не удивительно, во первых тупые американские обыватели еще не были готовы к «межзвездной шахматной мысли», а во вторых фильм просто изгадили топорно выполненной переделкой.
Путешествие на планету доисторических женщин / Voyage to the Planet of Prehistoric Women
Страна: США
Студия: The Filmgroup
Жанр: Фантастика
Год выпуска: 1968
Продолжительность: 01:19:35
Режиссер: Питер Богданович / Peter Bogdanovich
В ролях: Мами Ван Дорен, Пейдж Ли, Юрий Саранцев, Геннадий Вернов, Владимир Емельянов, Георгий Жжёнов (в титрах не указаны)
Вероятно желая повыдергать из проекта все возможные клоки шерсти до последнего, акулы шоу-бизнеса решились на вторую переделку. Так как на дворе маячил шестьдесят восьмой год, попытка была заведомо обречена ввиду естественным образом устаревшего материала. То что сотворил с фильмом Питер Богданович, в плане идейного наполнения, иначе как идеологической диверсией не назвать.
Из фильма был выпилен тощий воротила олигарх и Маша Иванова, равно как и ее тупая дублерша, зато введены новые персонажи, да еще какие. Целая колония доисторических венерианских телок женщин, уютно прикорнувших на теплом венерианском побережье на манер хипповской коммуны. Легким движением руки Богдановича белый хитон превратился в элегантные рейтузы с бахромой и стилизованные под ракушки бюстгальтеры, с косметикой тоже все окей.
Местные венерианские обитательницы ведут в основном пляжный образ жизни, загорают, купаются и питаются сырой венерианской рыбой. Ну и конечно же непрошенные гости (в виде грубых, волосатых космонавтов) очень сильно же нарушили покой. Нет, то о чем вы сейчас подумали, было снято несколько позже в Западной Германии, наши же космонавты ограничились (как вы помните) подбитым в сражении птеродактилем.
И надо же так удачно сложится, что сей доисторический пернатый оказался сексуальным объектом поклонения женского венерианского населения (а другого там и не было). Выловив из моря хладный труп летающей зверюги, доисторические телки просто несказанно огорчились и поднапрягшись, силой своей мощной девичьей мысли, воспламенили вулкан чтобы обрушить потоки огня на головы непрошенных пришельцев.
То что произошло позже вы уже знаете, ловкие земляне успели смыться побросав часть оборудования и робота-отморозка. Запечатлев на сетчатке своих прекрасных но туповатых глаз сию вопиющую несправедливость, венерианские блондинки разуверились в силе птеродактиля и возвели на пьедестал изрядно обгоревший корпус робота Джона, как символ будущего американского господства, колонизации и приверженности демократическим ценностям.
Не могу судить о том, предусматривал ли договор продажи фильмов столь вольного с ними обращения, но почему то кажется что то что сделали Корман и К (например полное выпиливание создателей из титров) не укладывается не в какие принципы. Ответ на этот вопрос видимо кроется в том историческом факте, что Советский Союз не входил конвенцию об авторских правах и подписал документы только в 1973 году. Сегодня фильмы входят в список общественного достояния США.
Click to view