«Лобстер» - первый фильм греческого режиссера Йоргоса Лантимоса, ставший известным широкой публике. И на это есть неоспоримые причины.
Жанр фильма можно определить, как смесь антиутопии и абсурда. Тоталитарное общество будущего, в котором одиночество находится под запретом. Одиночек привозят в отель, где они обязаны в течение определенного времени найти себе пару, иначе будут превращены в животное. Любовь формально признается главным, что делает человека человеком, однако, на самом деле, любви в этом воображаемом мире будущего больше не существует. Все озабочены только тем, чтобы не потерпеть поражение, людям не важно, кто рядом с ними. Отношения целиком построены на лжи. Как написано в одной из рецензий, главный сатирический момент заключается в том, что герои боятся стать животными, хотя по сути уже перестали быть людьми. В лесу скрывается лагерь отщепенцев, законы которого диаметрально противоположны - они обязаны оставаться одиночками, любые попытки к сближению сурово пресекаются. В мире, созданном Лантимосом, отсутствует свобода, некуда сбежать от необходимости подчиняться. Главный герой невольно действует вопреки системе, вопреки фальши и подавлению. Там, где насильственно навязывается пребывание в паре, ему не удается построить отношения, однако, там, где он обязан оставаться один, у него возникает настоящее чувство. Важным является то, что в отеле члены пары обязательно должны были иметь что-то общее. И за его пределами, где казалось бы, это правило уже не действует, в сознании героев оно остается незыблемым. Здесь могут быть различные толкования: и невозможность осознать свою свободу даже за пределами системы, и размышления о природе любви, как стремлении увидеть себя в другом человеке, и неизбежная необходимость жертвы во имя любви. Думаю, каждая из этих трактовок будет правильной.
Несмотря на абсурдность изображенного в нем мира, фильм имеет немало связей с реальностью. Нередко приходится довести понятие до абсурда, чтобы увидеть его истинный смысл. Если подумать, как часто люди стремятся найти себе пару только для того, чтобы не чувствовать давления со стороны окружающих, то будущее, показанное в «Лобстере», не кажется таким уж невозможным.
Предыдущие фильмы Лантимоса («Клык», «Альпы») тоже строились на доведении до абсурда какой-либо идеи. Однако если в «Клыке» и «Альпах» было ощущение некоего вакуума, происходящее на экране казалось нереальным, то «Лобстер» абсолютно «живой». Большое значение здесь имеет игра актеров. В двух предыдущих фильмах Лантимоса она была очень условной, далекой от поведения людей в реальной жизни. Здесь же все персонажи воспринимаются как реальные люди. Повествование делает более живым и закадровый голос рассказчицы. Также стоит отметить работу с цветом и звуком. Строгая цветовая гамма (синий, зеленый и желтый цвет) и музыка создают необходимую атмосферу и помогают расставить акценты. Мне лично не понравилось заострение внимания на жестокости (кровь крупным планом, живописный рассказ о приготовлении зайца и т. д.) хотя, возможно, здесь такое стремление шокировать зрителя и оправданно. Тем более, по сравнению с предыдущими фильмами режиссера, в «Лобстере» уровень жестокости остается в рамках разумного.
Невозможно не признать, что на данный момент это лучшая работа Йоргоса Лантимоса и один из самых интересных фильмов 2015 года.