Как меня и предупреждали окружающие, уже видевшие данное шоу - оно великолепно, даже если подходить к нему с самой большой планкой. Действительно, из множества отсмотренных в последнее время сериалов, пока только этот могу назвать серьёзным высказыванием на животрепещущие темы (как бы опошлено не было данное выражение). Каждый эпизод -законченный рассказ, который тщательно исследует современное общество. Несмотря на форму и тематику, которая сделала бы честь любому постмодернисту, выдвинув его в авангард направления (если таковое существует), само шоу - исконно модернистское. Для создателей имеет значение, что люди думают, делают, едят, как живут и куда всё это человечество в итоге катится.
Наверное, на настоящий момент «Чёрное зеркало» - это единственный по-настоящему сатирический фантастический сериал. Во всяком случая, я лично аналогов не припомню (хотя, возможно, я просто мало смотрю современных шоу). Наиболее близким к нему по духу мне показался старый советский телепроект «Этот фантастический мир», но, конечно, технический уровень, реквизит и качество съёмки современного английского шоу намного превосходит советское ТВ. Но и оно и понятно - восьмидесятые против телевидения 2016-го года. Но если нет аналогов на тв есть аналоги в большом кино и в литературе.
Каждая серия - это отдельная история, не связанная с другими ни сюжетом, ни персонажами, ни актёрами (как, например, в «Американской истории ужасов»). Но при этом, всё эпизоды концептуально едины, достигается это, во-первых, операторской работой и визуальной стилистикой. Очень мне нравится нарочитая лаконичность, даже минимализм, «оформления»: титров, музыкального сопровождения. Нет привычной стартовой заставки на 2-3 минуты с узнаваемой песней или музыкальным треком и красивостями в кадре. Просто надпись Black Mirror - этим термином обозначается отражающая поверхность выключенного монитора, когда она превращается в это самое «Чёрное зеркало». Помимо того, коннотация данного выражения говорит и об отражении в шоу чёрных, мрачных сторон современного общества, перенасыщенного высокими технологиями. Шоу переполнено гаджетами, как существующими, так и теми, которых люди пока ещё не создали, но уже придумали - в шоу же они есть. Виртуальная реальность, копирование сознания (называемые в шоу «куки»), копирование тела, запись воспоминаний, цифровое зрение («зет-глаза»), позволяющее как дополнять, так и блокировать визуальное восприятие объективной реальности.
Жанр каждой серии свой собственный: политический памфлет («Национальный гимн», «Время Уолдо»), антиутопия («15 миллионов призов»), психологический триллер («Белый медведь», «Белое рождество»), мелодрама («Всё о тебе», «Скоро вернусь»). Это фантастический и глубоко сатирический сериал, но в первую очередь - драматический в самом полном смысле этого слова. Реально существующие в наше время проблемы общества при помощи метода фантастического допущения показываются особенно остро и ярко, если не сказать выпукло, но рассказываются на этом фоне локальные, простые и понятные каждому истории. Драма конкретных персонажей, их чувства и переживания, глубина личной трагедии. Если обозначить как-то жанр всего шоу, то, наверное, наиболее подходящим будет «экзистенциальный ужастик». Сартр, Камю и Кафка были бы счастливы, видя, как их идеи наглядно и доступно воплощаются на экране, и делают это телевизионщики, в отличие от философов, очень увлекательно. В буквальном смысле не оторваться от экрана.
ПС. Тем, кто только приступает к просмотру шоу - не останавливайтесь на первом эпизоде, дальше всё гораздо интереснее.
ППС. Ещё немного об ассоциациях: такое уникальное сочетание хирургически точного, цинично безапелляционного взгляда на человечество с тоской по чему-то нежному, чистому и искреннему очень свойственны Виктору Пелевину и Терри Гиллиаму. С творчеством последнего англичане просто не могут быть незнакомы, в случае с Пелевиным я не уверен, но это не отменяет того факта, что уши (и не только) этих двоих торчат практически из каждого эпизода сериала.