Режиссёры не столь изысканные, как Вернер Херцог, пробовали осовременить живых мертвецов, превращая их в «учителей логики и танцевания» (The Hunger,Тони Скотт), в гомосексуально ориентированных рокеров (The Lost Boys, Джоэль Шумахер), в панков-людоедов (Near Dark, Кэтрин Бигелоу), в скучных обывателей самого обычного американского (а как же иначе!) городка (Sundown, Энтони Хикокс) и, наконец, в аспирантов философского факультета (Addiction, Абель Феррара). Заодно придумываются разнообразные квазирациональные объяснения «феномену вампиризма»: болезнь крови, вирус, мутация и так далее, впллоть до параллельной эволюции людей и вампиров из разных биологических бранчей.
Короче говоря, попытки перенести в современность миф о неумирающем до конца трупе многочисленны, но, большей частью, неудачны как с эстетической так и с интеллектуальной позциций. Как-то не верилось в «блэкулу», отплясывающего рэп в дебрях Нью Йорка. Даже левацкая выходка Пола Морисси «Дракула Энди Уорхола» (срежиссированная, впрочем, Антонио Маргерити) не вызвала энтузиазма у зрителей. Нашумевший «Дракула» Фрэнсиса Форда Копполы подтверждает это: история, рассказанная в фильме, предельно недостоверна, и только оперная пышность дизайна примиряет с фильмом. Совершенно неслучайно комик Мел Брукс тут же высмеял пафосную постановку Копполы. Особняком в этом позорном списке стоит прекрасный «Мартин» Джорджа Ромеро, однако о нём лучше говорить отдельно.
Однако в 90-х что-то случилось и Носферату, вернулся - как всегда, с самой неожиданной стороны.
После успеха «Эда Вуда» Тима Бартона на задворках «фабрики грёз» началось шевеление, кто-то заговорил о том, что история «мусорного кино» имеет своих героев и что кроме великих мифов типа Ван Гога и Энди Уорхола есть ещё такие славные парни как Тэд Броунинг, Джеймс Вэйл, Эрнест Шёздак, Мериан Купер и даже Ф.В. Мурнау. С каждым из них связана куча интересных историй, которые стоит рассказать с экрана. Тэд Броунинг снял «Уродов» (Freaks), Джеймс Вэйл любил мальчиков, Шёздак и Купер были интеллектуальными хулиганами, а Мурнау погиб в автокатастрофе, делая миньет своему шофёру. Чем не сюжет для небольшого триллера? Тихий шопот на эту тему продолжался без малого десять лет, но голливудские продюссеры, гордые своей тупостью, отмахивались от новых идей, предпочитая вкладывать деньги в кривляния Харрисона Форда. Однако и капля камень точит, так что Клайв Баркер в конце 90-х спонсировал фильм о Джеймсе Вейле, авторе неувядаемых шедевров кэмпа. Правда, «О богах и монстрах» оказался довольно плоским и вовсе не о постановке «Невесты Франкенштейна», но всё-таки он проложил дорожку к фильму, который стоило ждать так долго.
С 1998 года шла работа над Shadows of the Vampire. Сценарий долго скитался от продюссера к продюссеру, пока не попал в руки Никласа Кейджа, тут же решившего пригласить Джона Малковича на роль Мурнау, Уильяма Дэфо на роль Макса Шрека, а режиссёром - Эдмунда Элиаса Мериджа, автора сюрреалистических фильмов и авангардистских музыкальных клипов. По идее, должен был получиться синефильский шедевр, однако, как и в случае с «О богах и монстрах», вышел неплохой «ужастик», с юмором и мелодрамой. Уильям Дэфо сыграл вполне на уровне Макса Шрека и Клауса Кински, да вот все остальные работнички подкачали.
Там, значит, речь идёт о том, что Мурнау на роль Носферату ангажировал самого настоящего вампира и потихоньку скармливает ему съёмочную группу, надеясь в конце как-то выкрутиться. Идея хорошая, но решена на удивление традиционно для режиссёра, начавшего свою кинокарьеру сценой зачатия Земли от мертвого Бога. Возможно, я слишком строг к «Тени вампира», но уж очень многого я ждал от этого фильма.
Помимо прочего, «Тень вампира» убила все запланированные к тому времени проекты, посвящённые великим творцам киномифологии ХХ века. Лишь Питер Джексон, получив благодаря «Властелину Колец» карт-бланш на постановку любого дорогостоящего фильма, тут же воспел Купера и Шёздака в монументальном римейке «Кинг Конга», в котором и вправду есть не менее десяти минут высокой поэзии (десять минут - это очень много).
А вампиры тем временем ушли в девочковое кино, уговаривать отроковиц на секс с сиятельными трупами - обаятельное наследие «Интервью с вампиром». Вампиры снова - в который раз! - стали носителями скрыто продвигаемых тенденций. С выхода «Интервью» и по сей день идёт накручивание симпатии к послесмертным обаяшкам, от которых больше не пахнет трупной гнилью, поскольку они регулярно чистят свои длинные зубы, пользуются дезодорантами, лосьонами и вообще регулярно посещают своего парикмахера. Смешно, но в конце концов даже неоинтеллектуалы получили своих вампиров в удивительно убогом и навязчивом фильме хорошего режиссёра Джима Джармуша, который по какой-то причине захотел пойти по неверному пути Тони Скотта.