Проклятие красоты

Jul 08, 2016 10:19

--

В нынешнем году женские кинообразы вообще занимали исключительное место в документальном конкурсе ММКФ,    -   разножанровые портреты как наших современниц, так и героинь, уже принадлежащих истории, заслуживают внимание именно как документы эпохи.   Чешские режиссёры Гелена Тржештикова иЯкуб Гейна привезли на суд зрителей итог своей более чем 15-летней работы:  классический байопик  «Роковая красота» (другой, более точный вариант перевода «Проклятие красоты»)  рассказывает драматическую историю Лиды Бааровой,  чешской актрисы, известной прежде всего своими романтическими отношениями с Третьим Рейхом, и уже во вторую очередь киноработами.   Зернистые кадры кинохроники и фрагменты из старых кинофильмов перемежаются ностальгическими рассказами самой престарелой Бааровой, умершей в 2000 году вскоре после завершения съемок     -   таким образом, Тржештикова успела  запечатлеть героиню и после этого 15 лет  собирала документальный материал, воссоздавая  её биографию буквально по дням,    -  такая скрупулёзность и добросовестное отношение к предмету изучения, безусловно, заслуживают самого серьёзного поощрения.


       

Про послевоенную жизнь Бааровой мало кто знает, многие думают, что она либо сгинула в пламени войны, либо позже поплатилась за шуры-муры с Гитлером и Геббельсом, тем более, что все шансы погибнуть у неё были    -  следствие по её делу длилось очень долго, но в итоге обвинение в коллаборационизме рассыпалось за отсутствием доказательств. Тем не менее, пятно коллаборантки Баарова носила на себе всю жизнь, и дальнейшая кинематографическая карьера не сложилась   -  в Европе сниматься не давали  (исключение для актрисы сделал Феллини, всегда плевавший на общественные устои), а до Голливуда она так и не доехала, и это, пожалуй, как признается сама героиня, было единственным, о чем она жалела в жизни.

Фильм Тржештиковой и Гейны  -  это ценнейший исторический материал как по истории европейского нацизма, так и по истории европейского киноискусства   -   авторам удается, не забывая о главной героине, по касательной пройтись и по истории создания киностудии «Баррандов», и по судьбе многих политиков и кинематографистов середины  - второй половины 20-го века, и попутно рассказать про вкусы, нравы и общественное мнение тогдашней Европы. Но, пожалуй, самое интересное  -  это монологи самой актрисы, снятые на крупных планах:  сморщенная, но по-прежнему уверенная в своей неотразимости старушенция со следами былой красоты,  старательно завитая и накрашенная,  закатив глаза, дымя сигаретой и прихлёбывая виски прямо из бутылки, рассказывает о своих романах, мужьях и романтических приключениях.  Особых угрызений совести по поводу отношений с нацистскими преступниками  она не испытывает,  вся рефлексия осталась в прошлом   -   для Лиды люди делятся исключительно на мужчин и женщин, остальное  её  особо никогда не интересовало.



Совершенно в иной художественной манере снята мистически-этнографическая кинофантазия  бразильца Марко дель Фьоля «На перепутье:  Марина Абрамович и Бразилия»   -  сплав документалистики и сюрреалистического кино.  Вечномолодая экспериментаторша и перформансистка Абрамович отправляется в Бразилию к шаманам-целителям, познавать непознанное и узнавать неузнанное.  Тому, кто ничего не понимает в перформансах и кому неинтересен акционизм художницы, будет любопытно погрузиться в мир ритуалов и игр подсознания, побывать на спиритических сеансах,  увидеть красоту бразильской природы во всей её девственной нетронутости и аборигенов во всей их первобытной простоте.   Эзотерический поиск героини, её руссоистский побег к природе, медитации и попытки прикоснуться к потустороннему в естественной  среде, свободной от наслоений цивилизации, выглядят куда интереснее и органичнее, чем, например, в Европе, где её высмеивает Соррентино, помещая ехидную пародию на экзальтированную Абрамович в свою «Великую красоту».

Сюрреалистический фильм дель Фьоля   -  бесценный материал для этнографов и исследователей коллективного и индивидуального бессознательного.  Бразилии на Московских кинофестивалях вообще везёт   -  два года назад  Вим Вендерс присылал свою великолепную «Соль Земли»,  творческую кинобиографию Себастьяна Сальгаду, социального фотографа, подвижника и гуманиста, чья жизнь вся как одно послание человечеству и служение ему,  конечно, сильно отличается от индивидуалистических экзерсисов Абрамович.

документальное кино, ММКФ, 2016, Марина Абрамович

Previous post Next post
Up