--
В нынешнем году женские кинообразы вообще занимали исключительное место в документальном конкурсе ММКФ, - разножанровые портреты как наших современниц, так и героинь, уже принадлежащих истории, заслуживают внимание именно как документы эпохи. Чешские режиссёры Гелена Тржештикова иЯкуб Гейна привезли на суд зрителей итог своей более чем 15-летней работы: классический байопик «Роковая красота» (другой, более точный вариант перевода «Проклятие красоты») рассказывает драматическую историю Лиды Бааровой, чешской актрисы, известной прежде всего своими романтическими отношениями с Третьим Рейхом, и уже во вторую очередь киноработами. Зернистые кадры кинохроники и фрагменты из старых кинофильмов перемежаются ностальгическими рассказами самой престарелой Бааровой, умершей в 2000 году вскоре после завершения съемок - таким образом, Тржештикова успела запечатлеть героиню и после этого 15 лет собирала документальный материал, воссоздавая её биографию буквально по дням, - такая скрупулёзность и добросовестное отношение к предмету изучения, безусловно, заслуживают самого серьёзного поощрения.
Про послевоенную жизнь Бааровой мало кто знает, многие думают, что она либо сгинула в пламени войны, либо позже поплатилась за шуры-муры с Гитлером и Геббельсом, тем более, что все шансы погибнуть у неё были - следствие по её делу длилось очень долго, но в итоге обвинение в коллаборационизме рассыпалось за отсутствием доказательств. Тем не менее, пятно коллаборантки Баарова носила на себе всю жизнь, и дальнейшая кинематографическая карьера не сложилась - в Европе сниматься не давали (исключение для актрисы сделал Феллини, всегда плевавший на общественные устои), а до Голливуда она так и не доехала, и это, пожалуй, как признается сама героиня, было единственным, о чем она жалела в жизни.
Фильм Тржештиковой и Гейны - это ценнейший исторический материал как по истории европейского нацизма, так и по истории европейского киноискусства - авторам удается, не забывая о главной героине, по касательной пройтись и по истории создания киностудии «Баррандов», и по судьбе многих политиков и кинематографистов середины - второй половины 20-го века, и попутно рассказать про вкусы, нравы и общественное мнение тогдашней Европы. Но, пожалуй, самое интересное - это монологи самой актрисы, снятые на крупных планах: сморщенная, но по-прежнему уверенная в своей неотразимости старушенция со следами былой красоты, старательно завитая и накрашенная, закатив глаза, дымя сигаретой и прихлёбывая виски прямо из бутылки, рассказывает о своих романах, мужьях и романтических приключениях. Особых угрызений совести по поводу отношений с нацистскими преступниками она не испытывает, вся рефлексия осталась в прошлом - для Лиды люди делятся исключительно на мужчин и женщин, остальное её особо никогда не интересовало.
Совершенно в иной художественной манере снята мистически-этнографическая кинофантазия бразильца Марко дель Фьоля «На перепутье: Марина Абрамович и Бразилия» - сплав документалистики и сюрреалистического кино. Вечномолодая экспериментаторша и перформансистка Абрамович отправляется в Бразилию к шаманам-целителям, познавать непознанное и узнавать неузнанное. Тому, кто ничего не понимает в перформансах и кому неинтересен акционизм художницы, будет любопытно погрузиться в мир ритуалов и игр подсознания, побывать на спиритических сеансах, увидеть красоту бразильской природы во всей её девственной нетронутости и аборигенов во всей их первобытной простоте. Эзотерический поиск героини, её руссоистский побег к природе, медитации и попытки прикоснуться к потустороннему в естественной среде, свободной от наслоений цивилизации, выглядят куда интереснее и органичнее, чем, например, в Европе, где её высмеивает Соррентино, помещая ехидную пародию на экзальтированную Абрамович в свою «Великую красоту».
Сюрреалистический фильм дель Фьоля - бесценный материал для этнографов и исследователей коллективного и индивидуального бессознательного. Бразилии на Московских кинофестивалях вообще везёт - два года назад Вим Вендерс присылал свою великолепную «Соль Земли», творческую кинобиографию Себастьяна Сальгаду, социального фотографа, подвижника и гуманиста, чья жизнь вся как одно послание человечеству и служение ему, конечно, сильно отличается от индивидуалистических экзерсисов Абрамович.