Отсутствие комментариев под рецензией о фильме Триера говорит о том, что может быть или кино, или Освенцим. Совместить эти понятия невозможно. Даже "Список Шиндлера" не про Освенцим, а какое-то продолжение "Индианы Джонс Шиндлер". Мы можем жить дальше, только забыв об Освенциме. В христианстве данный способ психологической защиты реализован через заповедь всепрощения. Но где сегодня найдешь по-настоящему верующих христиан.
"Список Шиндлера" и христианство в моем комментарии никак не связаны. Я только указал на то, что "Список Шиндлера" не дает нам возможность пережить ужас Освенцима. Этот фильм апеллирует к той же гамме чувств, что "Индиана Джонс". Приключенческий триллер, короче говоря. И при этом есть произведения еврейских писателей, пропитанных чувством ужаса. Но не про Освенцим. Здесь ужасней самих сухих фактов уже ничего не может быть. В основе иудейской Торы лежит Ветхий Завет, поэтому кое-какое представление о религиозных догмах евреев мы имеем все.
Что касается "красного террора", то я не вижу разницы между уничтожением людей по национальному и классовому признаку. Но я не считаю, что за преступления нацистов несут ответственность все немцы, также как за преступления большевиков не должны отвечать евреи или латыши, которых тоже было не мало среди чекистов. Потому что это все тот же нацизм. Ответственность - дело персональное. Что получается, когда ответственность обобщается, мы можем хорошо видеть на примере современных транснациональных корпораций. Их владельцам и руководителям плевать на все те штрафы, которыми их облагают, потому что они их рассматривают как часть издержек по ведению бизнеса. Что касается Торы, то я повторю: можно накопать в Ветхом Завете таких же кровожадных цитат и, учитывая, что он является частью Библии, обвинить в кровожадности всех христиан.
Еще раз хочу повторить, что понятие вины, ответственности, прощения относятся к отдельному человеку, а не к целым народам, корпорациям, государствам. Это можно обозвать умным словом гипостазирование. То же самое в отношении христиан. Можно привести тысячи примеров зверства христиан, что не имеет отношения к самой природе христианства.
Из моего первого комментария не следует, что я отношу христианскую заповедь всепрощения на целые народы. Речь шла о возможности каждого отдельного христианина решить психологическую проблему, связанную с Освенцимом, используя христианское учение. Юридическая ответственность государств - это одно, а моральная ответственность отдельной личности - это другое. Германия сама грабила оккупированные территории, но никакого отношения ни к моральной, ни юридической ответственности это не имело отношения.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Что касается Торы, то я повторю: можно накопать в Ветхом Завете таких же кровожадных цитат и, учитывая, что он является частью Библии, обвинить в кровожадности всех христиан.
Reply
(The comment has been removed)
Reply
(The comment has been removed)
Юридическая ответственность государств - это одно, а моральная ответственность отдельной личности - это другое. Германия сама грабила оккупированные территории, но никакого отношения ни к моральной, ни юридической ответственности это не имело отношения.
Reply
Leave a comment