Сегодня день рождения Лотты Райнигер, великого режиссёра анимационного кино, автора гениальных фильмов.
Она стояла у истоков анимационого кино, как полноценного искусства. Лотта Райнигер в буквальном смысле слова открывала новые миры, как истинная авангардистка.
Еще в 1919 году Лотта Райнигер представила Паулю Вегенеру, ведущему экспрессионисту немецкого кинематографа, автору «Пражского студента» и «Голема», силуэтные анимационные фильмы. Эти первые фильмы были авангардны по форме и технике, но сюжеты сводились к символистской тематике, достаточно архаичной для 1919 года - «Орнамент влюбленных сердец», «Потеряная тень», «Любовь и верность влюбленных» и так далее.
Все переменилось после знакомства Райнигер с Вальтером Руттманом, настаивавшем на том, что ультрасовременной форме должно соответствовать ультрасовременное содержание. Как результат, молодые авторы были приглашены Фрицем Лангом для создания сюрреалистического «Сна Кримхильды» в первой серии «Нибелунгов». Этот сильный эпизод впечатлил многих продюссеров, и Райнигер с Руттманом получили предложение поставить полнометражный анимационный фильм. Такого в мировом кинематографе еще не бывало!
Художники подошли к проекту со всей ответственностью, понимая, что говорить на этот раз придётся не только с избранной аудиторией авангардистов, и в результате создали полноценный шедевр - «Приключения принца Ахмета» по волшебным сказкам «Тысячи и одной ночи». Этот фильм, премьера которого состоялась в 1926 году, даже сегодня поражает богатством выдумки и эстетической изощренностью. Волшебство, эротика, умно стилизованный ориентализм, прихотливая двусмысленность, всё есть в «Принце Ахмете», всё балансирует на грани модерна и авангарда.
Однако после невероятного успеха «Приключений принца Ахмета» дуэт великих художников распался. Руттман отошел от анимации, занявшись документальным и игровым кино, а Лотта Райнигер с головой ушла в техническое совершенствование силуэттной анимации.
Затеяный сразу после «Принца Ахмета» полнометражный «Доктор Дулитл» с музыкой Вайля, Хиндемита и Дессау имел большой успех, но во второй половине 20-х годов художественный авангард, увы, маргинализировался, теряя спонсоров, так что, к примеру, задуманный с Брехтом фильм «Мария приходит» так и остался проектом. Начатые полнометражные фильмы не удавалось довести до завершения - «Пульчинелла» по опере Стравинского и «Любовный напиток» Доницетти не закончены.
Перфекционизм Лотты Райнигер ошеломляет. Более поздние фильмы 20-30-х годов, сновидчкеские шедевоы «Папагено», «Калиф-Аист», «Украденное сердце», в художественном отношении превосходят и «Принца Ахмета» и вообще всю тогдашнюю анимацию, однако их почти пугающее совершенство не сделало Лотту Райнигер звездой мирового масштаба. Её высокого, по заслугам, ценили суперпрофессионалы мира кино, она создавала анимационные вставки для фильмов Пабста и Жана Ренуара (мягко говоря, не последних людей в истории кинематографа), но широкая публика, резко поглупевшая с приходом звука в кино, препочитала Микки Мауса.