Эраст Гарин

Mar 16, 2016 23:50

Сто десять лет со дня рождения одного из самых моих любимых артистов. Он к тому же ещё и мой земляк, рязанец - Эраст Гарин. Его одноэтажный домик с кирпичным фундаментом до последнего времени стоял справа от старого советского «Детского Мира» в центре города, недалеко от Площади Ленина. Не знаю, сохранился ли этот дом в вихре уничтожения старых кварталов в хамские нулевые годы. Но в памяти у меня он остался.
Эраст Гарин, любимый актёр Мейерхольда, был великим поэтом. Всё равно, в каких фильмах он снимался, всё равно, какие роли он играл - Гарин возникал на экране, преображая всё вокруг своей аурой. Всё, любой вздор возвышался до великой поэзии.






Помните великолепного Федора Тараканова из «Музыкальной истории»? Фильм стоит смотреть только ради изумляющего, балетного совершенстава пошлости в жестах и интонациях: «Согласно теории сохранения личности, одеколон не роскошь, а средство гигиены и личной жизни». Вообще-то, текст идиотский, но, произносимый Гариным, звучит не менее прекрасно, чем «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну».
А «Свадьба» 1944 года? Не забыть жест, которым Эпаминонд Максимович сбрасывает со своего локтя прелестную ручку разнежившейся мадемуазель Змеюкиной! Там, в фильме, почти всё хорошо, но Апломбов, в демонически-экзистенциальном отчаянии странствующий по банкетной зале - истинный диамант в сверкающей диадеме первосортных актёрских работ...

Слабых ролей у Гарина нет совсем. Но его роли шварцевских сказочных королей хороши неописуемо. У меня нет слов, чтобы сказать, насколько я люблю Короля из «Золушки» Кошеверовой и Шапиро. Это сияющее дитя, восторженно стремящееся сделать счастливыми всех, просто всех (в конце он смущённо оправдывается, что ему не удалось оставить довольной мачеху Золушки, мол, он старался, но она сама виновата - связи связями, но надо и совесть иметь). Гарин в этом фильме абсолютно на равных играет с самой Яниной Жеймо, которая настолько естественна, что вообще выходит за рамки собственно актёрной игры, оказываясь на уровне величайших актёров - Жана Луи Барро и Чарли Чаплина. И Гарин спокойно поднимается на этот уровень, отыгрывает номер дуэтом с Жеймо, после чего изящно соскальзывает в клоунаду. И проделывает этот фокус несколько раз на протяжении фильма!




А каков Король в «Обыкновенном чуде»! Это «великий больной фильм», который должен был стать шедевром, но почему-то оказался обрублен самым грубым образом. Буквально в каждой сцене вырезаны, вырваны с мясом куски диалогов, панорамы и монтажные стыки. Режиссёром был Гарин и, думаю, это не его вина. Что-то там было не так на этапе монтажа, кто-то явно отодвинул автора в сторону... Вообще, Гарину с режиссурой не везло. «Женитьба» была уничтожена, смыта, «Весёлые расплюевские дни» практически не были в прокате, а по «Обыкновенному чуду» прошлись чьи-то ножницы.

Но даже в изувеченном виде фильм покоряет. И особенно - Король! Очаровательный, нежный, трогательный негодяй. «Здравствуйте, любезные! Я - король, дорогие мои!» Невинность этого Короля такова, что он убивает и отравляет, будучи не злодеем, а попросту доморальным существом. Когда он растеряно произносит «Не то цветов-музыки хочется, не то зарезать кого...» он не кривляется, он предельно искреннен. И это страшно. Гарин пугающе прелестен в этой роли, за которой буквально распахиваются бездны.




А ведь кроме ролей в кино, кроме режиссуры, Гарин и мультфильмы озвучивал! И как озвучивал! Я вам напомню только одну роль - Рак из «Дюймовочки» 1964 года (режиссёр Амальрик, а сценарий писал никто иной, как Николай Эрдман). «Там одна девочка!..» - «Я девочками не интересуюсь» - «Но её хотят выдать замуж!» - «Что же мне вы раньше не сказали! Я из тех раков, которые против браков. Я - рак-отшельник!» Незабываемая интонация.

Эраст Гарин грандиозен. Не знаю, когда его смогут оценить по достоинству. Может быть, позже. Когда он отдалится от нас на такое расстояние, чтобы его можно было окинуть взглядом. Но пока, через сто десять лет после своего рождения, Эраст Гарин всё ещё слишком велик.




советское кино

Previous post Next post
Up