Национальные особенности киногероев

Sep 07, 2015 12:06

    Еще осенью прошлого года я подготовил выборку кадров из фильма "Соната над озером" («Ezera sonāte», Gunārs Cilinskis, Varis Brasla, 1976), экранизации романа Регины Эзеры "Колодец", чтобы показать места, где я родился и вырос. Именно с этим фильмом у меня ассоциируется Латвия.


    В недавно просмотренной встрече Алексея Баталова со зрителями в 1989-м году прозвучала довольно интересная мысль о фильме "Дама с собачкой":[видео]

image Click to view

все сочувствуют главным героям, но никому не хотелось бы их иметь в качестве мужа или жены. Великий советский актер обратил внимание на то, что в русской литературе часто сочувствие вызывают герои с, мягко говоря, подмоченной репутацией. В качестве еще одного примера был упомянут Радион Раскольников. Я бы в этот список обязательно добавил Анну Каренину.
    Чувства главных героев "Сонаты над озером" не кажутся менее глубокими только потому, что они им не поддались. Скорее наоборот. Драма достигает своего апогея именно в момент осознания ими невозможности быть счастливыми вместе. И не потому, что они физически не могут быть вместе, а потому, что тогда они перестанут быть самими собой.
    Герои самого популярного латышского фильма "Лимузин цвета белой ночи" ("Limuzīns Jāņu nakts krāsā", Jāņis Streič, 1981), который как "Иронию судьбы..." каждый год показывают накануне национального праздника Лиго (Янова дня), не отличаются высокими моральными качествами. Наоборот, алчность главных героев как раз и является стержневой темой, вокруг которой вращается сюжет фильма. Но, в отличие от той же "Иронии", здесь ясно видно негативное отношение авторов фильма к своим героям. как и в экранизации Я.Стрейчем романа С.Моэма "Театр" мы тоже не увидим снисхождения к неблаговидным поступкам героев.

Еще несколько кадров из фильма "Соната над озером"
























советское кино, 1976

Previous post Next post
Up