Уильям Фридкин, представлявший в Каннах свой фильм "Изгоняющий дьявола", был приглашен на встречу с французскими режиссерами, среди которых были, например, Клузо, Трюффо, еще кто-то из знаменитых. Им очень понравился его предыдущий фильм "Французский связной", весь вечер обе стороны обменивались взаимными комплиментами и восторгами, но окончательно Фридкин покорил их, пробежавшись по памяти по многим эпизодам шедевров "новой волны", не просто вспомнив их, а подробно изложив , для чего и с какой целью некоторые из них он использовал, переосмыслив и добавив собственные акценты. Великие французы были потрясены.
Поразительный фильм, в котором так наглядно отобразилась борьба художника с самим собой: желание сделать коммерчески успешное кино, традиционное для Голливуда, с интригой, четкими характерами, разработанной сценарной основой. И то, как его все время тянет в свою сторону "новая волна", проникшая в американское кино тех лет, и "новый Голливуд", от которых он решил отречься ( " Но я прозрел: мы должны делать фильмы не для того, чтобы с них пылинки сдували, как в Лувре, главная наша задача - развлекать зрителя.")
Но не так-то это просто, подчинить талант мамоне.
На этот раз, правда, все удалось, 5 Оскаров и еще три номинации, и сумасшедший успех у публики и профессионалов. Режиссер стал миллионером, но после "Экзорсиста" так больше и не смог поставить ничего и близко приближающегося к уже взятой высоте.
Невероятная сцена погони за поездом наземки , ставшая классикой кино, и сегодня захватывает как прежде, многие кадры кажутся снятыми скрытой камерой (благодаря опыту режиссера в документальном кино, в том числе), виртуозно поставленный и блистательно снятый эпизод в метро , "дуэль" Джина Хэкмена и Фернандо Рэя, ошеломителен по остроте, юмору, актерскому мастерству.
А общая атмосфера фильма, мрачная, тревожная, - привет европейскому кино тех лет. Да и сам главный герой, в котором смешалось зло и желание творить добро в его собственном, конечно, понимании ,у которого в погоне за целью смещаются моральные ориентиры - это все еще попытки создания настоящего художественого "большого" кино.
Вряд ли кто из киногурманов пропустил, ну а вдруг?! напоминаю)
Хорошее кино, как и хорошее вино, не стареет.