Кризис Российского Кино. Иллюзии и реальность.

Jun 09, 2015 22:16

“КРИЗИС РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА”. МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ.

Добрый читатель,

Прежде, чем представить это текст Твоему вниманию, хочу попросить о некоторой снисходительности. По своему опыту знаю, что самые нудные и скучные вещи на свете - это статьи полные статистических данных, таблиц и графиков.

Это - как раз тот случай. Текст этот - скучен, нуден и полон статистики. Поэтому прежде, чем убить полчаса своей жизни, подумай дважды, нужен ли он тебе. В качестве оправдания за будущие мучения скажу, в его основе лежит, наверное, первое в России социологическое исследование о кинематографических предпочтениях жителей России на основе опроса совершенно случайных и незнакомых мне людей. 84 добрых человека, милостиво согласившихся заполнить анкету, месяц пересчетов и подсчетов. И, voilà, нудная статья готова.

1. КРИЗИС РОССИЙСКОГО КИНО?

Когда историки грядущего будут изучать наше время, то среди самых изумительных заблуждений, получивших широкое хождение среди жителей России в начале XXI века, будет твердая убежденность о том, что “российское кино находится в глубочайшем кризисе”. Этот трюизм стал настолько обыденным, что стал цитатой в золоченой рамочке, которую можно повесить на стеночке рядом с портретом Че Гевары.

“Русское кино в жопе. Только Федя Бондарчук - крутой”, - произнес Валя в фильме Кирилла Серебрянникова “Изображая жертву” и отравил японской рыбой фугу свою семью. Все с ним согласились. И полицейские, и селянки, и маркетологи, и кинокритики. Тысячи статей, десятки круглых столов и даже совещания в Правительстве соглашаются с Валей в том, что русское кино - извините, цитирую: “в жопе”. Опровергнуть эту мысль - невозможно, да и не нужно. Миллионы мух не могут ошибаться.

Давайте не будем уподобляться насекомым, а попытаемся спокойно поговорить “о кризисе российского кино”. Для начала разделим вопрос на 2 части.



“Кризис интереса к российскому кино”
“Художественный кризис в российском кино”.

С первым вопросом разобраться будет легче. Со вторым, - довольно трудно, , поскольку никакие доводы не смогут переубедить человека, который считает, что все отечественные фильмы, снятые после 1991 года не стоят всего-навсего одной сцены расставания в киноленте “Летят журавли”. Тут уж такое дело. Может и не стоят, а может и стоят. Ценности - соизмеримы. Однако, оставим лирику и вернемся в вопросу первому - то есть к популярности российского кино в России.

Правда в том, что в том, что Россия входит в очень узкий круг стран, где местное кино пользуется небывалой популярностью. Не верите? А вот давайте отбросим на 2 часа все эмоции в сторону, и медленно, аккуратно проанализируем ситуацию.

2. РОССИЯ - ЕВРОПЕЙСКИЙ ЛИДЕР ПО ПРОДАЖАМ БИЛЕТОВ НА ФИЛЬМЫ МЕСТНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Ресурс CINEUROPA каждый год собирает информацию о продаже билетов по всем фильмам, которые вышли в прокат в европейских странах. http://www.cineuropa.org/

Самые полные данные собраны пока за 2009 год. В 2009 году в России было продано 132 миллиона билетов в кино при населении 140 миллионов человек. http://www.kinopoisk.ru/level/42/year/2009/type/rus/cur/USD/ Доля проданных билетов на фильмы отечественного производства составила 19%. Имеются данные о 36 российских кинолентах, вышедших в прокат. Всего на них было продан 31 миллион билетов. Простой подсчет показывает, что в среднем на 1 российский фильм пришлось около 860 тысяч зрителей. Много это или мало?

Это - лучший показатель в Европе среди исследованных государств. Ни в одной другой европейской стране в 2009-м году в среднем на 1 национальный фильм не приходило больше зрителей, чем у нас. “Свое” кино также любят во Франции, Великобритании, Италии, Германии, Польше и Скандинавии. Меньше всего фильмы местного производства смотрят в Восточной Европе. Общее количество зрителей на 1 национальный фильм в Европе составляет около 160 тысяч человек.

Таблица 1. Количество зрителей на 1 фильм национального производства (в тысячах зрителей).

1 Россия 860
2 Франция 382
3 Великобритания 256
4 Польша 231
5 Италия 194
6 Германия 186
7 Дания 124
8 Норвегия 109
9 Швеция 85
10 Финляндия 83
11 Словакия 67
12 Чехия 63
13 Греция 48
14 Испания 47
15 Венгрия 45
16 Исландия 39
17 Австрия 29
18 Латвия 28
19 Румыния 25
20 Литва 18
21 Болгария 18
22 Португалия 15
24 Швейцария 7,7
25 Эстония 7,4
26 Словения 4,6
23 Хорватия 3

Ради объективности, следует сказать, что 2009-ый год был одним из наиболее успешных годов для российских продюсеров. В дальнейшем популярность отечественных фильмов пошла на спад. Тем не менее, несмотря некоторое охлаждение интереса российский зритель все равно ходит на отечественные фильмы гораздо охотнее, чем средний европеец на свои национальные фильмы.

Кроме того, относительно высокая посещаемость местных фильмов в России обусловлена и тем, что в большинстве европейских стран не делают коммерческого кино. Потенциальный рынок - мал. Куда тут разбежишься? В Дании живет около 5 миллионов человек. Поэтому и не делают.

А в России делают. Приносит ли это кино прибыль продюсерам или приносит Aston Martin-ы и дачи в штате Флориде чиновникам от культуры - вопрос для прокуратуры, а не для суровой статистики. Быть может “Самые лучшие фильмы” и “Елки” - не лучшие образцы кинематографа, скажем мягко. Однако, Amicus mihi Plato, sed magis amica veritas. Жители России сравнительно много ходят на российские фильмы, а португальцы и испанцы ходят на португальские и испанские - мало, и это - медицинский факт.

Более того, если смотреть на ситуацию масштабно, то видно, что с каждой пятилеткой количество зрителей местной кинопродукции в России растет. Если до 2004 года только 2 фильма производства России смогли собрать кассу более, чем 1 миллион долларов, а именно: “Сибирский цирюльник” и “Брат 2”, то после 2004-го отечественных фильмов с кассой более, чем 5 миллионов долларов было, как минимум, 75. Среди 100 самых кассовых картин в постсоветской России 45 было местных.

Если посмотреть на ситуацию еще шире, сравнить посещаемость кинотеатров уже не только в Европе, а во всем мире, то положение кино России будет хотя и не столь радужно, как описано выше, но и не так плачевно, как мы привыкли думать.

Берем данные другого масштабного исследования. http://greenash.net.au/thoughts/2011/07/world-domination-by-box-office-cinema-admissions/. На ресурсе Greenash представлена информация по количеству проданных билетов в 31-ой стране мира. Как минимум, 20 миллионов в каждой из них. Население этих стран составляет в совокупности 4 миллиарда 467 миллионов человек или 65% от предполагаемого количества жителей Земли. Совокупная мощь экономик этих стран (в терминах ВВП ППП по данным МВФ) составляет 65,5 триллионов долларов США. Это - 78% от всего мира http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_GDP_(PPP). Грубо говоря, представлена информация почти обо всех кинозрителях Планеты Земля.

Прелесть этого сайта заключается в том, что помимо информации об общем количестве проданных билетов, указана доля проданных билетов на фильмы по 4-м или регионам, в которых эти фильмы были произведены. А именно:

1) Фильмы производства США
2) Фильмы производства стран Европейского Сообщества
3) Фильмы местного производства
4) Фильмы всех других регионов мира в целом.

К сожалению, для стран ЕС показано только общие продажи билетов на фильмы стран ЕС без разбивки на национальные картины и картинны других стран Европы, но, поскольку эта детализация имеется на сайте Cineuropa, то недостаток сей с лихвой компенсируется широтой охвата. Если Вы знакомы с арифметикой, то путем несложны вычислений легко подсчитать, сколько билетов было продано на тысячу наcеления в каждой стран по каждой категории.

Давайте здесь возьмем такой показатель - количество зрителей на тысячу жителей, а не на 1 картину. Данные о количестве зрителей на Greenash несколько отличаются от данных сайта “Кинопоиск”. Если “Кинопоиске” доля местных фильмов в России в 2009 году определена в 19%, то на Greenash - 23,9%. Общее аудитория на “Кинопоиске” по России - 132 миллиона человек, на Greenash - 138,5 миллионов. Но на Greenash дана общая информация по России и СНГ. Поэтому давайте будем отталкиваться от достоверной оценки - в 132 миллиона от “Кинопоиска”.

Таблица 2. Количество зрителей национальных фильмов в разных странах мира на 1 тысячу человек (в тысячах зрителей).

1 США 5310
2 Индия 2204
3 Южная Корея 1530
4 Япония 764
5 Гонг Конг 603
6 Египет 256
7 Турция 253
8 Тайвань 228
9 Россия 211
10 Малайзия 204
11 Сингапур 160
12 Таиланд 135
13 Австралия 132
14 Аргентина 130
15 Мексика 117
16 Филлипины 105
17 Китай 91
18 Канада 88
19 Бразилия 83
20 ЮАР 75
21 Индонезия 31
22 Колумбия 28
23 Венесуэла 4

российское кино, аналитика, поговорить

Previous post Next post
Up