Если коротко о главном: те, кому (весьма условно) от 30 до 45, бегите сами и зовите всех своих одноклассников-однокурсников смотреть "Пионеров-героев", они вроде ещё неделю в прокате. Этот фильм - про нас, наше поколение. Равно как и "Под электрическими облаками", прокат которого уже прошел, но шансы увидеть его, наверно еще есть.
* * *
ПИОНЕРЫ-ГЕРОИ и ПОД ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ОБЛАКАМИ - это едва ли не первое киноосмысление моего поколения, за что съемочным группам обеих лент огромное искреннее спасибо! Я когда пишу эти строки, ком стоит в горле - словно я так ждал этого события, как ждут окончания войны. Помню, как писал про
"Класс коррекции" и завидовал молодому поколению, что у них появился свой фильм-портрет. И года не прошло, у моего поколения появилось сразу два - у тех, кто успел родиться и учиться в СССР, кого порасшвыряло в 90-ые по всему свету, и кто, дожив до нынешнего времени (а дожили далеко не все), несколько раз адаптировался к непростой реальности и оброс заметной бронёй цинизма, неверия и равнодушия.
Оба этих фильма хорошо дополняют друг друга. Лента Алексея Германа, как и положено быть, меланхолично-пессимистична. Лента (хоть и дебютная, но в высшей степени профессиональная, так что просто сразу забудьте этот факт - перед нами мастер, идущий весьма уверенно) Натальи Кудряшовой - несколько идеализирует советское детство, что впрочем вполне укладывается в канву фильма. Ведь именно так мы обычно и вспоминаем свою школьную инициацию - пустые солнечные дворы, линейки, бестолковые дуры-училки и страшилки про черные "Волги", которые убивают советских детей.
Первая же сцена "Пионеров-героев", там где хор поёт "Полюшко-поле", меня пробрала насквозь. Узнавание 100%-ное!А в следующей сцене мы уже видим солиста хора спустя 30 лет - сетевым бойцом, уставшим от жизни, от любви, от самого себя.
- Вроде и не сделал ничего. А уже так задолбался!
Неприятно отражение, но опять-таки узнаваемо. На такой вот расстяжке "тогда" и "теперь" построен весь фильм. Чем жили тогда, чем дорожили, чем клялись... и что получили в свои 30+.
- Ты вот о чем в детстве мечтал?
- Подвиг совершить
- И как? Совершил?
- Ну... В Москву переехал...
И это опять же, про меня и огромное количество моих знакомых. Идеалы детства были разрушены и растоптаны, а идеалы современного мира, выражаясь языком фильма - просто "круговорот говна в природе":
- Я забыла что нужно делать. Что-то важное... - говорит на приеме у психоаналитика тридцатилетняя актрисса из дешевых сериалов.
Картина Натальи Кудряшевой - честная попытка тридцатилетних разобраться в самих себе. Попытка не окончательная, но успешная. Картина трогает за живое, напоминает о давно забытом, даёт понять что-то новое о себе и об эпохе нашего детства, о нас и нашем настоящем. О том, почему в свои тридцать мы продолжаем слушать Цоя или о том, почему для нас, тогдашних первоклашек пионеры-герои были чем-то наподобие секс-символов.
Это чистой воды поколенческое кино. Те, кто не попадут в возрастной ценз, едва ли что-то поймут. Может им и интересно будет чисто с антропологической или эстетической точки зрения, но едва ли глубоко заденет. Как могут не задеть строчки известного и очень любимого, но в очень узких кругах, рок-музыканта и поэта Димы "Черного Лукича", которыми и заканчивается фильм:
Мы идём в тишине по убитой весне,
По разбитым домам, по седым головам,
По зелёной земле, почерневшей траве,
По упавшим телам, по великим делам,
По разбитым очкам, комсомольским значкам,
По голодным годам, по холодным снегам.
Мы идём в тишине по убитой весне,
По распятым во сне и забытым совсем.
Но если заденут - наш человек! Потому что тишина наконец-то нарушена и никто не забыт. Вернее сказать - мы не забыты. И уже никогда не будем.
* * *
"Под электрическими облаками" - картина более сложная, более тонкая и метафоричная. В ней чуть больше правды жизни о нашей юности, жестокости лихих 90-х, период которых в предыдущей ленте опущен начисто. В ней намного главнее эстетика: образы и ощущения для Германа много важнее текстов и смыслов. Но опять же... Это все про нас. Возможно, поколенческая вилка в данном случае чуть шире... не знаю. Но "старики", что есть обозначение не возраста, но образа жизни, фильм не очень одобрили. И, судя по комментариям, не поняли совсем.
В меня же фильм попал в самую точку на моменте: "Скажите, у вас продается второй том "Властелина колец" Толкина?". Я помню, как сам несколько лет ходил по магазинам с этим вопросом. А одного из "эльфов" в кадре так и вообще знаю лично, по имени.
Действие фильма кружит вокруг недостроенного на момент 2017 года здания-небоскреба. Строили-строили, не построили, решили то ли перестроить, то ли снести к чертям. Метафора - прозрачней некуда.
Большинство героев фильма - интеллигенция (немодное нынче слово), люди культурные, образованные, пытающиеся понять себя и свое место в переменившемся мире. Кто-то уступает миру денег и строит автостоянки... Кто-то предает себя и друзей ради сытой старости. Кто-то остается верен идеалам, но выключается из жизни, кто-то борется, причем не на жизнь, а на смерть. А кто-то и вовсе исчезает, просто так, без причин, да так, что и не помнит никто. Всё это больно смотреть, тем более, что это никакое не художественное преувеличение, а скорее даже преуменьшение... В реальности было, пожалуй, и покруче.
"Под электрическими облаками" - это сон. Не кошмарный, но тяжелый, хоть и очень красивый. И рад бы проснуться, но невозможно пока не досмотришь до самого главного. А главное всё время ускользает... И сон не кончается. Что там дальше?
Хотя, наверно, это не главный вопрос фильма. Да и главные вопросы русской литературы не кажутся актуальными сквозь призму "Электрических облаков". Картина Германа - как некоторый итог продуктивного периода жизни (слава богу, ещё не всей жизни, но времени-то не так уж и много). Что мы оставим после себя? Развалины и долгострои? Автостоянки и торговые центры? Виллу в чужой стране? И всё? Это - всё, что останется после меня?
Разумеется, титры идут под песню Шевчука. Опять же, 100%-ное попадание.
* * *
Упомяну замечательный актерский ансамбль в фильме (в обоих фильмах, на самом деле), в числе которого вечные спутники Германа: Мераб Нинидзе в роли "гусара"-кандидата наук и Чулпан Хаматова в необычной роли пацана-подростка. Но только для того, чтобы сказать - в картине явно не хватает самого Алексея Германа. Хотя бы в эпизоде. Невозможно(нельзя) делать личный фильм и прятаться самому. Получается несколько фальшиво. Многие давно это поняли - это понял Балабанов в своем последнем "Я тоже хочу", это поняла и Наталья Кудряшова, сыграв одну из главных ролей в "Пионерах-героях".
Ещё одно разительное отличие (опять же в пользу Кудряшовой, хотя я совсем не намеревался сталкивать лбами два этих фильма) это вопрос религии. У Германа в кадре, как будто специально, нет ни одной церкви, ни одного креста, ни одного священника. К церкви можно по-разному относиться и я сам, отнюдь, не апологет современной РПЦ, но игнорировать так, словно её нет и не было в нашем обществе... Это странно, и я это расцениваю скорее как кривление душой. При том что сам фильм более чем религиозен.
* * *
Выйдя из кинозала, не мог не напороться на продолжение. Сидя в фестивальном микроавтобусе, подслушал диалог двух 70-летних кинокритиков, ещё "огого каких" старичков:
- Кстати вот у отца всё-таки те были более зрительские фильмы.
- Не, ну ТЕ фильмы-то, они...
- Ну как, вот "Проверка на дорогах" - прекрасный
- Да нет, у него и "Хрусталев" замечательный. А вот уже последний фильм... Ты не видел?
- А, ну тот который он восемь лет снимал?
- Да. По Стругацким.
- Видел. Интересно.
- Не-не-не... Теряется. Теряется.
- Ты весь его посмотрел? Или ушел?
- Не-не, досмотрел.
- Талантище!
- Ну. "Хрусталев" такой цельный... А последний - распадается... Распадается.
- Ну да, а здесь-то у сына цельности вообще нет.
- А в "Хрусталеве" есть цельность. Целая эпоха в разрезе!
- Вот тот гениальный, да! А этот...
- А вот сын его сделал один фильм на фронтовую тематику - очень приличная картина. Не помню названия.
- Не знаю, не знаю. Я его не видел. У нас даже его премьера была, но я не пошел.
- Да, ну всё-таки новый Герман (младший) - интересный...
- Слушай, но какой же затянутый. Даже для привычной публики. Он же мог бы элегантно сыграть, во-первых - сокращенный вариант... и ещё в конце всех героев объединить. Это же элементарно! Там всех героев можно было в конце объединить. И так ещё никто никогда не делал. Вот герой этого... как его? Нинидзе
- Да, Нинидзе...
- Да-да-да. Вот его как раз можно было бы запросто объединить с остальными в концовке... Все сюжетные линии связать. Ну элементарно же!.. Остановите, мы выходим.
На этих словах два бодрых старичка вышли. Глубина замысла, как там в финале можно было всех объединить, так и осталась для меня секретом. А ведь так ещё никто и никогда не делал! ))
PS: посмотрел сегодня ещё два российских фильма
АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ режиссёра Алексея Федорченко. Как и всегда самобытно, оригинально, интересно, непросто, профессионально и глубоко. Может напишу отдельно, а может кто ещё напишет. Но, в любом случае, мне кажется, очень интересная, достойная просмотра картина.
А вот НАСЛЕДНИКИ режиссера Хотиненко - сырая, недоделанная, поверхностная и пригламуренная поделка. В ней конечно есть интересные моменты, и идея весьма заманчивая, хотя и не новая, как утверждает анонс, но исполнение из категории "И тут снизу постучали". Прекрасные актёры играют в какой-то водевиль. Я бы на месте режиссёра со стыда удавился вместо того, чтоб показывать в главном зале в прайм-тайм.