«Тотем волка» (Wolf Totem, 2015, Китай, Франция, режиссер Жан-Жак Анно) - фильм по роману, о существовании которого я узнал в 2010. В Китае у этого произведения судьба, как у «Плахи» Чингиза Айтматова: его прочитала «вся» страна. А фильм… в нем снимались 17 волков, которые были специально привезены для съемок из окрестностей Пекина и из степей Внутренней Монголии. Анно нанял Эндрю Симпсона, которого рекомендовали, «как лучшего дрессировщика волков в мире». Тезка-канадец прилетел в Китай на несколько лет для того, чтобы вырастить монгольских и китайских волков и адаптировать их для фильма. Он объяснил, что ключ к завоеванию доверия волков лежит в возможности смотреть на мир их глазами. И вся команда с режиссером обязана была проводить время со зверями, чтобы прочувствовать их. Съемочная группа использовала беспилотники, чтобы снять все в более натуральном ракурсе. Через шесть лет фильм наконец-таки был завершен, и вчера на открытии московского кинофестиваля его показали на большом экране и у нас.
Наши критики уже успели с утра расплеваться по его поводу, но тут, как и с фильмом «Кибер», мнение критиков не имеет значения. Шерсть вставала дыбом, когда смотрел.
Фильм тяжелейший. И это свойство материала, а не автора кинокартины.
У того же режиссера в детстве смотрел чудесный чисто французский фильм «Удар головой». И он же снимал, к примеру, «Имя розы», и позорную туфту про «Семь лет в Тибете» тоже он. Нынешний фильм неровный, но сцена волчьей охоты прекрасна.
В Китае часто слышишь обвинения в «овечьем» поведении. Что это значит на самом деле? «У овцы отсутствует творческий подход и нет чувства свободы в отличие от духа свободолюбия волка, - объясняет автор романа Цзян Жун (настоящее имя Лу Цзяминь). - Из-за того, что в Китае нет демократии, а китайцы остаются «овцами», мы подверглись страданиям и потерям в таких исторических эпизодах, как «культурная революция». Китайцам необходимо больше развивать в себе дух волка».
Об авторе текста известно лишь то, что он - преподаватель политэкономии в одном из пекинских университетов, в период «культурной революции» провел 11 лет во Внутренней Монголии, куда был сослан на «перевоспитание». Скорее всего - либерал и китайский «шестидесятник». Однако сделал то, что не удалось мне в так и недописанном романе «Третий год Волка».
Малолеткам смотреть нежелательно: это фильм про зверей они вряд ли поймут и оценят.
Русское название фильма просто зашкаливает своей дебильностью: правильно будет «Тотем Волк» - у самих волков не бывает тотемов, они бывают только у людей, не охваченных религиями единобожия, например, у некоторых монгольских племен. Ну и как любой надмирный символ «Волк» тут может написан только с большой буквы.
Ах, да, бюджет фильма - $38 млн. Так что компьютерные эффекты всё же наверняка имеют место быть. Но о них не задумаешься как-то.