Заводной апельсин (A Clockwork Orange, 1971). Режиссер: Стэнли Кубрик.

Apr 09, 2015 12:09

Хочу рассказать читателям сообщества о фильме "Заводной апельсин" 1971г. Множество неприятных сцен насилия в нем, тем не менее это не тот фильм который можно оценивать только как жестокий триллер.



Главный герой - харизматичный подросток Алекс (Малкольм Макдауэлл), влюблённый в музыку Бетховена, является главарём шайки, состоящей кроме него ещё из трёх молодых людей, которая занимается актами «ультранасилия»: разбоями и изнасилованиями, нарушая покой мирных граждан футуристичной Британии. Попав в тюрьму, Алекс добровольно становится объектом эксперимента по подавлению тяги к насилию, но, выйдя на свободу, теряет навык самозащиты и не способен противодействовать внешней агрессии. Рассказ ведётся от лица главного героя, который бо́льшую часть времени говорит на надсате (англ. Nadsat) - вымышленном языке, представляющим собой смесь русского и английского языков, а также сленга Кокни. (с) Википедия

Только ли это история о том как жажда насилия не излечивается? Ведь в конце результаты лечения на Алекса уже не действуют, и он возвращается к тому же наслаждению насилием с которого началась история. Только ли о жестокости и ужасах нашего мира?


Нет не только. Сквозь всю картину проходит идея того, что такие подростки как Алекс из ниоткуда не берутся. Зло порождает зло, жестокость порождает другую жестокость. Откуда же взяться добру в мире, в котором нет ни единого светлого человека?



В фильме показано недалекое будущее относительно 70х годов. И наше время на эту картину мира поразительно похоже. Стоит обратить внимание на предметы искусства, интерьеры образы людей буквально в каждом доме и каждом месте нам показанном.

Почему нет уважения к женщине? А посмотрите на женщин этого фантастического мира: сосущие мороженное в форме членов, нарисованные на картинах с раздвинутыми ногами, воплощенные в развратных фигурах в местных барах. Или реальные женщины: медсестра в больнице где лежит Алекс в конце, зажигающая с главврачом пока никто не видит, мамаша Алекса в аляповатых париках, или затянутая в красное лаке, или одевающаяся как герой какого-нибудь развлекательного шоу, хотя работает она на ФАБРИКЕ!
Где та женщина которая могла бы вызвать чувство любви, восхищения, обожания, желания защитить? Таких там нет.



Вот таких девиц Алекс водит к себе домой чтобы поразвлечься. Обратите внимание на мороженное и как его "едят".





А вот дом старухи-кошатницы - одной из жертв. Внимательно рассмотрите что висит у нее на стенах, то в какой позе она нам показана. А момент ее смерти и вовсе абсурден. Быть убитой огромным попочленом, произведением современного искусства, украшающим ее каминную полку. Что может быть глупее? Ее даже не жалко.

А вот интеллектуалы данного общества. Попивают молочко с наркотиком в окружении обстановки из пластиковых голых женщин.


Что же о жестокости, драках, уличных бандах.
Нравы людей этого мира хорошо показаны когда Алекс попадает домой после лечения, будучи не в состоянии сопротивляться любой направленной на него агрессии. Чем тут же спешат воспользоваться его бывшие жертвы.
Бомжи избивают его за когда-то забитого им и его бандой товарища. Причем это не только акт мести, глаза их горят азартом и лица искажены. Сам Алекс сравнивает их с древней толпой, набрасывающейся на жертву чтобы забить ее камнями. Сколько таких толп было на протяжении истории человечества... Не рассуждающих, а просто с наслаждением терзающих того кто стал слабее.

Писатель из-за Алекса и его нападения ставший калекой и потерялвший жену, которая не выдержала изнасилования и угасла вскоре. Да ему есть за что мстить человеку, сломавшему его жизнь. Но он не просто мстит, он хочет доставить своему бывшему мучителю как можно больше страданий, упивается его болью и радуется тому что доводит его до самоубийства.
Чем этот писатель лучше жестокого Алекса? В роли сильного, в роли мучителя он точно так же наслаждается чужим страданием.



Алекс сидит именно в том халате, что и писатель в день нападания. Теперь он - жертва.



Бывшие дружки Алекса по банде, ставшие полицейскими. Думаете они стали добрее в полиции, стали защищать простых граждан? Нет, они просто получили легальный способ предаваться жестокости и оставаться безнаказанными.

Отдельно хочется разобрать обилие говорящих вещей в комнате Алекса. Адвокат в фильме задает вопрос: откуда в нем столько агрессии, когда он неглупый мальчик и рос в полной благополучной семье.
А как в такой обстановке могло вырасти что-то другое?



Зажигающие распятые Иисусы.



Желто-оранжевое яркое и агрессивное покрывало напоминающее шипы.



Суровый лик Бетховена на окне.



Обратите внимание на картину на стене. В фильме на нее делается сильный акцент во время знакомства с обстановкой комнаты Алекса.



Подъезд его дома, разрисованный непристойностями и очень "говорящие" запонки.





Его отвратительные родители. Нелепые и словно тоже из пластика, как весь окружающий мир. Меняющие свое отношение к сыну под влиянием того как его описывают в газетах - преступником или невинной жертвой.



Тестирование чудо-лечения. В этот момент Алекса избивают и унижают, а он не может этогому сопротивляться. "Борьба" правительства с преступностью и агрессией венчается такой же жестокостью, но легализованной.

Весь мир этого фильма пронизан злом. Люди в нем сами порождают непристойность и жестокость. Стоит ли удивляться что появляются подростки со склонностью к агрессии? А каким образом им стать другими? Где найти пример лучших чувств? Слабый голос взывающий к тому что человек должен обладать правом выбора (выбрать ему путь исправления или остаться прежним) тонет в общем мнении "зачем нам эти тонкости".
И Алекс учится жить в таком мире. В тюрьме он привыкает заискивающе улыбаться сильнейшему и лицемерить. Что с сильным надо быть вежливым, а со слабыми можно продолжать издевательства. Усваивает что нужно сотрудничать с правительством, которое даст возможность ему безнаказанно удовлетворять свою тягу к насилию на тех кто этому правительству не угоден.
Он становится частью того общества, которое его таким и породило.

фантастика, британское кино, триллер, драма, старые фильмы, Стэнли Кубрик, 1971

Previous post Next post
Up