Mar 29, 2015 09:06
Каждая эпоха определенным образом выражает сущность человека. Античность, средневековье, Новое время, современность - все это грани человеческой природы. В подобном ключе историю человечества возможно рассматривать как историю нашей личной жизни. В фильме «Седьмая печать» Ингмар Бергман сосредотачивается на Средних веках и освещает только те события, которые имеют экзистенциальное значение: крестовый поход, чума, сжигание ведьм, страшный суд.
Основополагающим мировоззрением в это темное мрачное время как известно является христианство. И здесь я бы вывел из фильма одну закономерность: чем сильнее страдание, тем более одержим человек верой в божественные силы. А страданий в то время было много: войны, болезни, насилие. Религиозный фанатизм усиливается тем, что люди в одной религиозной процессии стегают друг друга плетками и сами доводят себя до исступления. В подобном сумасшедшем мире все ждут наступления страшного суда. Собственно, чума воспринимается как начало возмездия Господа. Поэтому повсюду становятся активными бесовские силы, вселяющиеся в женщин, из чего возникает потребность их сжигать. В действительности оказывается, что человечество своими же руками устраивает себе адовы мучения при санкционировании церкви.
Центральной темой фильма как и в «Земляничной поляне» остается смерть. Она здесь появляется в самых различных образах: в виде веселых карикатур, увеселительных игр со смертью, притворств, сумасшедших криков, что мы все скоро умрем. Наконец, в этот мир спускается сама смерть в черном обличии и общается с теми, кому уже суждено уйти с этого праздника жизни. Один из крестоносцев (как иронично замечается, крестовый поход мог придумать только самый отъявленный идеалист) решает отсрочить свой уход игрой в шахматы со смертью, чтобы выяснить, зачем вообще стоило жить. Взывания к Богу, расспрашивания женщины, одержимой дьяволом (которая, похоже, сама в это уверовала), наконец, общение с самой смертью, не приводят к какому-то результату. Результат в целом известен: рождаемся и умираем мы абсолютном неведении, зачем вообще понадобилось вызывать нас из небытия.
Седьмая печать,
Ингмар Бергман,
1957