Бесы

Jan 21, 2015 09:52



Роман Ф.М. Достоевского "Бесы" я прочитал около двух лет назад. Много кто мне его советовал, ведь в нем Достоевский якобы предсказал судьбу России. Но читал я это произведение урывками и особо не вдумывался в смысл прочитанного. Поэтому особое впечатление оно на меня не произвело и мало что мне запомнилось из сюжета. Вообще я быстро забыл, что читал такой роман, и уж точно не заметил там никаких предсказаний и предостережений.




Поэтому когда я узнал, что вышел сериал "Бесы", снятый по этому роману по заказу телеканала "Россия", я с большим интересом начал его просмотр. В результате, оказалось, что многое в моей памяти из романа все таки отложилось и в целом я представляю общую картину этого произведения.


По поводу пророческой роли романа написано много статей более умных людей, поэтому я не буду затрагивать эту тему, а поделюсь своими впечатлениями от экранизации. После просмотра телесериала я все таки уловил эту пророческую роль.


В фильме присутствует персонаж, которого нет в оригинале романа. Это следователь Горемыкин, роль которого блестяще исполнил Сергей Маковецкий. Думаю с этой задумкой создатели фильма очень угадали. Превратившись в своего рода детектив, фильм не утратил сути романа, и возможно данная постановка выглядит более интересной, чем экранизация "слово в слово". Но поскольку других экранизаций "Бесов" я не смотрел, то тут мне не с чем сравнивать. Лишними мне только показались элементы мистики, но с этим как раз не переборщили.


Вся постановка, как мне кажется, в целом неплохо передает дух того времени и тех настроений, которые преобладали в кругах молодежи конца XIX века. Для того, чтобы показать эти настроения, авторы фильма взяли очень много важных диалогов из романа. И в фильме очень четко прослеживается контраст между агрессивностью нигилистической молодежи и пассивной инфантильностью старшего поколения. Тот же пресловутый конфликт отцов и детей, который переходит уже на более высокий уровень и развивается уже в масштабах государства.


Здесь можно провести аналогии с последующей за временем романа истории Российского государства. Степан Верховенский в данном случае сравним с Николаем II, который не имел никакого авторитета и в конце романа уходит подобно тому, как отрекся от короны последний русский царь. Варвара Петровна Ставрогина при всей свеой властности и деспотичности, также является олицетворением своей эпохи, а может и всей монархической власти. Воздействуя не на те центры, она позволяет взрастать семенам злобы и ненависти ко всему консервативному. Сын Степана Трофимовича - Петр Верховенский представляет из себя как раз самое жестокое и кровавое лицо всех последующих революционных движений и террористических обществ. В своем безумии и жажде разрушений он готов уничтожать все, упиваясь своими действиями, но в то же время он очень дальновидный и осторожный, готов жертвовать кем угодно ради своих безумных целей, но сам никогда не поставит себя в опасность. Как всегда, революции делаются руками народа, а реальной власти достигают лишь те, кто управляет этим народом. И все эти Шигалев, Кириллов, Виргинский, Федька Каторжный по сути "пушечное мясо", набранное из разных сословий и социальных слоев для реализации планов революционной верхушки. Иван Шатов - это те люди, обманутые революционными идеями, понявшие, что очень часто громкие лозунги государственных переворотов противоречат последующим действиям, и убитые за то, что отвергают ранее близкие сердцу идеи, зная их обман. Для революции такие мыслящие люди всегда опасны.


Кто же такой Николай Ставрогин? Это довольно сложный вопрос. В романе "Идиот" Достоевский показал князя Мышкина, как человека не испорченного обществом, чистого и нравственного - такое воплощение христианской добродетели. В какой-то мере можно сказать, что Ставрогин является андиподом Мышкина. В то же время, при всей своей демонической натуре, описываемой Достоевским, он не теряет в себе рассудительность и чувства вины за некоторые свои грехи. Читал мнение, что некоторые психологи и психиатры, рассматривают Ставрогина, как человека больного шизофренией. Болезнь - вот объяснение резкого изменения еще в молодости личности Ставрогина. И подобно ему, больному и искалеченному приступами ярости и безнравственных поступков, народ нашей страны пускается в авантюру революционных переворотов, гражданских войн и репрессий. Подобно Ставрогину народ лишается религии, той нравственной опоры, которая ограничивала животные инстинкты. Личность Старогина очень глубока и заслуживает отдельных статей, поэтому я ограничусь лишь таким сравнением, которое видится мне сейчас.


Вообще актеры для сериала подобраны очень хорошо, и большинство великолепно сыграло своих героев. Евгений Ткачук, сыгравший Шатова запомнился мне еще из ТЮЗа, который я посещал задолго до этого сериала. Очень ярким получились образы Петра Верховенского и Николая Ставрогина, а вот на роль Степана Трофимовича мне кажется Игорь Костолевский не очень подходит. Впрочем сыграл он все равно здорово.


В общем сериал стоит того, чтобы его посмотреть. Неплохая экранизация. После просмотра мне захотелось перечитать "Бесов" еще раз, правда пока еще руки не дошли.

Бесы, 2014, сериал

Previous post Next post
Up