Роман Ф.М. Достоевского "Бесы" я прочитал около двух лет назад. Много кто мне его советовал, ведь в нем Достоевский якобы предсказал судьбу России. Но читал я это произведение урывками и особо не вдумывался в смысл прочитанного. Поэтому особое впечатление оно на меня не произвело и мало что мне запомнилось из сюжета. Вообще я быстро забыл, что читал такой роман, и уж точно не заметил там никаких предсказаний и предостережений.
Поэтому когда я узнал, что вышел сериал "Бесы", снятый по этому роману по заказу телеканала "Россия", я с большим интересом начал его просмотр. В результате, оказалось, что многое в моей памяти из романа все таки отложилось и в целом я представляю общую картину этого произведения.
По поводу пророческой роли романа написано много статей более умных людей, поэтому я не буду затрагивать эту тему, а поделюсь своими впечатлениями от экранизации. После просмотра телесериала я все таки уловил эту пророческую роль.
В фильме присутствует персонаж, которого нет в оригинале романа. Это следователь Горемыкин, роль которого блестяще исполнил Сергей Маковецкий. Думаю с этой задумкой создатели фильма очень угадали. Превратившись в своего рода детектив, фильм не утратил сути романа, и возможно данная постановка выглядит более интересной, чем экранизация "слово в слово". Но поскольку других экранизаций "Бесов" я не смотрел, то тут мне не с чем сравнивать. Лишними мне только показались элементы мистики, но с этим как раз не переборщили.
Вся постановка, как мне кажется, в целом неплохо передает дух того времени и тех настроений, которые преобладали в кругах молодежи конца XIX века. Для того, чтобы показать эти настроения, авторы фильма взяли очень много важных диалогов из романа. И в фильме очень четко прослеживается контраст между агрессивностью нигилистической молодежи и пассивной инфантильностью старшего поколения. Тот же пресловутый конфликт отцов и детей, который переходит уже на более высокий уровень и развивается уже в масштабах государства.
Здесь можно провести аналогии с последующей за временем романа истории Российского государства. Степан Верховенский в данном случае сравним с Николаем II, который не имел никакого авторитета и в конце романа уходит подобно тому, как отрекся от короны последний русский царь. Варвара Петровна Ставрогина при всей свеой властности и деспотичности, также является олицетворением своей эпохи, а может и всей монархической власти. Воздействуя не на те центры, она позволяет взрастать семенам злобы и ненависти ко всему консервативному. Сын Степана Трофимовича - Петр Верховенский представляет из себя как раз самое жестокое и кровавое лицо всех последующих революционных движений и террористических обществ. В своем безумии и жажде разрушений он готов уничтожать все, упиваясь своими действиями, но в то же время он очень дальновидный и осторожный, готов жертвовать кем угодно ради своих безумных целей, но сам никогда не поставит себя в опасность. Как всегда, революции делаются руками народа, а реальной власти достигают лишь те, кто управляет этим народом. И все эти Шигалев, Кириллов, Виргинский, Федька Каторжный по сути "пушечное мясо", набранное из разных сословий и социальных слоев для реализации планов революционной верхушки. Иван Шатов - это те люди, обманутые революционными идеями, понявшие, что очень часто громкие лозунги государственных переворотов противоречат последующим действиям, и убитые за то, что отвергают ранее близкие сердцу идеи, зная их обман. Для революции такие мыслящие люди всегда опасны.
Кто же такой Николай Ставрогин? Это довольно сложный вопрос. В романе "Идиот" Достоевский показал князя Мышкина, как человека не испорченного обществом, чистого и нравственного - такое воплощение христианской добродетели. В какой-то мере можно сказать, что Ставрогин является андиподом Мышкина. В то же время, при всей своей демонической натуре, описываемой Достоевским, он не теряет в себе рассудительность и чувства вины за некоторые свои грехи. Читал мнение, что некоторые психологи и психиатры, рассматривают Ставрогина, как человека больного шизофренией. Болезнь - вот объяснение резкого изменения еще в молодости личности Ставрогина. И подобно ему, больному и искалеченному приступами ярости и безнравственных поступков, народ нашей страны пускается в авантюру революционных переворотов, гражданских войн и репрессий. Подобно Ставрогину народ лишается религии, той нравственной опоры, которая ограничивала животные инстинкты. Личность Старогина очень глубока и заслуживает отдельных статей, поэтому я ограничусь лишь таким сравнением, которое видится мне сейчас.
Вообще актеры для сериала подобраны очень хорошо, и большинство великолепно сыграло своих героев. Евгений Ткачук, сыгравший Шатова запомнился мне еще из ТЮЗа, который я посещал задолго до этого сериала. Очень ярким получились образы Петра Верховенского и Николая Ставрогина, а вот на роль Степана Трофимовича мне кажется Игорь Костолевский не очень подходит. Впрочем сыграл он все равно здорово.
В общем сериал стоит того, чтобы его посмотреть. Неплохая экранизация. После просмотра мне захотелось перечитать "Бесов" еще раз, правда пока еще руки не дошли.