"Американец в Париже"

Jan 03, 2015 18:05

День 1 января был посвящён новогоднему киновпечатлению. Это не была традиционная российская "Ирония судьбы" (хотя она тоже здесь идёт). И даже не её немецкий эквивалент "Dinner for one". Мы с друзьями пошли на знаменитый мюзикл An American in Paris, 1951 года. Всем, кто не видел - рекомендую. Это замечательное зрелище, оммаж Нового Света тогдашней культурной столице мира Парижу (который сейчас превратился в "опустевшую бальную залу", по крайней мере так считают многие социологи). Трое мужчин, один из которых герой фильма американец Джерри Маллиган (актёр Джин Келли), живут в самом сердце Парижа в маленьких каморках, выходящих на улицы, где кипит бурная послевоенная жизнь. Герои бедны, но молоды, талантливы и полны оптимизма. По ходу сюжета Джерри, попавший в Европу во время войны в составе американских войск, влюбляется сначала в Париж, а затем и в парижанку Лизу (актриса Лесли Карон; в 80-х годах, когда у власти оказался М. Горбачёв, западная пресса писала, что Раиса Горбачёва - вылитая Лесли Карон. На мой взгляд - не очень, но пусть это останется на совести тех, кто так считает). Лиза - невеста француза, друга Джерри, но мужчины не знают, что они оба в неё влюблены. Рано или поздно тайное соперничество становится явным, и француженка выбирает американца! Как сказали бы сегодня российские обаманенавистники, "Европа ложится под Штаты". Пичалька...

Но в фильме никто не ложится. Герои переполнены энергией, она бьёт фонтаном и выливается в настоящую танцевальную вакханалию. Танцуют все: парижские старушки, элегантные горожанки и деревенские толстушки; танцуют американцы, жандармы и полицейские, уличные художники и артисты театров-варьете; они танцуют на улицах, намеченных картонными декорациями по мотивам знаменитых картин французских художников-урбанистов, в тесных парижских кафе, на набережных, на лестницах, в бальных залах и собственно в театрах. Многое происходит исключительно в воображении героев. Зрителя буквально сметает поток цвета, света и движения.

Мне припомнился по аналогии (очень отдалённой!) фильм Александра Сокурова "Ковчег", где зрителя тоже бомбят образами российской истории, дворцовых интерьеров, площадей, фасадов, баталий, побед и ликов великих людей. Но у Сокурова этот "всемирный потоп" хотя бы снят статичной камерой, а в фильме Винсента Минелли всё крутится и вертится, как на карусели. Зато реалии парижской истории лишены пафоса и величия, они соразмерны человеку, а во многих случаях они смешны и гротескны на грани фола. Например, в цитатном эпизоде, отсылающем к немому фильму, в котором комната будущего технизирована настолько, что её обитатель управляет всеми функциями, не вставая с постели: он жарит себе яичницу, нажимая на кнопки, а они приводят в движение все нужные рычаги и механизмы.

Моим друзьям фильм не очень понравился, они видели и получше этого. Но я была довольна и счастлива, год начался неплохо. И почему-то очень хочу в Париж!

Лесли Карон, Джин Келли, 1951, Винсент Минелли

Previous post Next post
Up