Шведское фестивальное кино по надрывной автобиографичной истории одной девочки, которая росла в неблагополучной семье с отцом-алкашом.
Девочку звали Лена. Была она никому не известной девочкой с мечтой о карьере плавчихи и с младшим братом, который ни о чем не мечтал и которому приходилось прикрывать уши, когда отец колотил мать. Незврачная девчушка Лена выросла в статную Нуми Рапас, у которой жизнь сложилась гораздо лучше, чем у её родителей. У взрослой Лены есть непьющий муж-молодец и две девочки и все они дружная семья, излучающая счастье и мир на всю Швецию. Всю эту идиллию взрослой и счастливой Лены рушит один звонок. На том конце трубки умирающая мать, которая перед отправкой на тот свет хочет свидется с дочуркой. У Лены от маминого голоса аж все передернуло и скулы свело - настолько она глубоко похоронила прошлое, но родная кровь есть родная кровь и ехать ей пришлось. Любящий муж, чутко понимающий что прошлое жены болезненно и мучительно, предложил отправиться на эту предгробную свиданку всей семьей, чтобы Лене не было так тоскливо. Вот так и поехали они в уютной машине по ночному шоссе , распевая веселые песенки про коров и с волнением ожидая встречи со страшной старой женщиной, угасающей от рака легких…Несмотря на усилия мужа встреча вскрыла старые раны и вся эта давняя боль вылилась наружу…
Неожиданно надрывное получилось кино, несмотря на сонный шведский ритм. Я не смотрю современное русское кино, но подозреваю, что примерно на эту тему сегодня у нас снимается достаточно много фильмов. Но тех я не смотрел, а этот очень даже оценил. Хотелось чего-то цепляющего и я это поймал. Очень толково адаптированный сценарий с такой бурной ловушкой под финал, что всегда есть признак талантливой драмы. Разумеется, сыграло роль и то, что история реальная, невыдуманная. Это чувствовалось как по самой истории, так и благодаря блестящей игре Нуми Рапас. Это без пафоса было так. Нуми была великолепна, недаром её в голливуд позвали.
Нуми играет уже взрослую, но еще молодую женщину, которая пытается сохранить хладнокровие в этом последнем свидании с умирающей матерью. Зритель не совсем понимает, откуда такое прохладное отношение. Разгадку нам дают по частям, равномерно чередуя настоящее время и ретроспективные сцены с Леной-подростком. Мы знаем, что у неё умер брат, но не знаем как. Понятно, что семья без денег и с отцом-алкголиком это очень сложная семья и жить в ней конечно было как в аду. Этот ад показан без чернухи, как любят показывать российские кинематографисты. Но это действительно семейно-бытовой ад, где дети всегда оказываются заложниками пьяных залетов.
Беда здесь была не столько даже в неблагополучии или бедности. Проблемы между родителями и детьми есть в разных семьях. Беда была в том, что детям приходилось вкушать весь этот ад не по своей вине. Их никто не оберег, никто о них не позаботился и они вправе были винить в этом создателей этого ада - то есть своих родителей... Но даже в такой убогой семье бывали мгновения счастья. Вот они то - эти мгновения- и разрывают сердце пополам…