"Класс коррекции" (2014, реж. И. Твердовский-мл.)

Sep 16, 2014 01:05

Ура! Случилось!

Случилось, наконец, Большое Кино про школу и молодёжь. Подчёркиваю, Большое Кино. Не фестивальное, не артхаусное, не узконишевое и ограниченно-прокатное, а именно Большое. Редкий случай для авторского кино. А для дебютного - и подавно. Имя этому кино - «Класс коррекции».


Каюсь, прочитав несколько обзоров и доверившись чужим авторитетам, я совсем не спешил посмотреть работу Ивана Твердовского-младшего. Если бы не случай, я бы, наверно, так и не увидел «Класс коррекции». Но увидел. И пребываю в восторге!

В мае этого года, на «Кинотавре», главном киносмотре страны, были представлена и отмечена критикой сразу целая плеяда картин - сделанных, грубо говоря, молодёжью для молодёжи и зачисленных в условную Новую Волну. В их числе был и «Класс коррекции», получивший не только Приз за лучший дебют, но и (а вот это удивительно!) Приз жюри кинопрокатчиков. Вместе с призом «Классу коррекции» предложили и самый что ни на есть широкий прокат - 200-300 копий по России. (Для сравнения, многим авторским фильмам и 20 копий - счастье неописуемое).



Появление такой картины в широком прокате - это огромная удача для современных подростков. У нашего поколения, тем кому сейчас 30+, просто не было кино о себе и своем взрослении. Не было собственного кино-зеркала. Мы никогда не видели себя на экране, и возможно уже не увидим. Мы росли либо на прекрасных, но морально устаревших, дидактических советских картинах типа «Гостья из Будущего» или «Вам и не снилось», либо перестроечных, протестных, но также сияющих сединами авторов «Ассе» и «Курьере», либо, как последний вариант, нахлынувшем в 90-х видео. Те, кто подрастал после миллениума, могут ещё похвастать, что добавили к этому списку огромный пласт школьных аниме-сериалов.



Но «Класс коррекции» - это не только талантливый слепок с современной школьной натуры. (А Иван со съёмочной группой достаточно поездил по школам Москвы и Подмосковья ещё на этапе написания сценария). Как и полагается Большому Кино, оно позволяет изменять масштаб: в данном случае, класс коррекции можно экстраполировать до размеров школы, общей системы образования или государства в целом - как захотите. Картина наследует традиции Новой Драмы (кино, подчёркнуто документальной формы, претендующему на достоверное описание реальности) с одной стороны, а с другой - проводит параллели с лучшим подростковым кино 70-80-х, в частности, очевидна отсылка к сюжету "Чучела" Ролана Быкова - новенькая ученица приходит в класс, вскоре влюбляется, а затем страдает от жестокости и предательства.



Примета времени - в отличие от картины Быкова, актеры Твердовского, во многом соавторы фильма, не имели чётко прописанных диалогов и импровизировали по ходу съемок, от чего фильм стал много достовернее. Как и положено современному молодёжному кино, в конфронтации «отцов и детей» симпатии автора на стороне подростков, а не взрослых. Но, надо отдать должное Ивану и исполнительницам возрастных ролей, портреты учителей и родителей не получились плоскими - буквально мелкими штрихами вырисованы нюансы характеров, полутона внутренней борьбы. Обнаружить этот объем было очень приятно. Следует отметить и первоклассную операторскую работу 26-летнего Федора Стручева, также дебютанта в большом кино - живая «документальная» камера смотрится предельно естественно, так, как будто ты сам даже не очевидец, а участник происходящего.

image Click to view


Тем, кто собирается смотреть фильм, смотреть не рекомендую.
Что мне ещё понравилось, и я хочу это особо подчеркнуть, что наравне с жестокостью, характерной для подавляющего большинства фильмов про школу, в фильме Ивана присутствует и любовь, и юмор. И вообще, он смотрится очень живо. Хронометраж без претензий, всего 1 час 25 минут, которые пролетают на одном дыхании. Каждый момент насыщен - хочется то злиться, то радоваться, то плакать, то смеяться. В одной маленькой сцене автор позволил себе даже самоиронию, в виде шутки про собственный же фильм.


Совершенно незаметно в фильме отсутствие мата - на месте запрещенных слов появляются не менее яркие «кабзда», «падаль» и другие богатства русского языка. Не злоупотребляет Твердовский и другими штампами молодежного кино: алкоголь, менты, граффити - всё это есть в кадре, но без фокусировки, без тошноты. Как нет фокусировки и на патологиях героев - физической или психической. Герои фильма не выглядят инвалидами. Они даже «другими» не выглядят. Скорее, просто такие вот трудные подростки. Мало ли таких?



режиссер Иван Твердовский (младший)

А ещё в «Классе коррекции» случается Чудо. Многие молодые режиссёры, увлекаясь реализмом, скатываются в какую-то тотальную беспросветность и цинизм - для них Чудо не документально. Оттого реальность их становится серой унылой клеткой - без права выхода к высоким чувствам, к волшебству, к Божественному, если хотите. Но у Твердовского, также автора нескольких документальных работ, связь с тонким миром, слава богу, не утрачена. В его кино осталась магия - и, может, в этом секрет успеха.

Мария Поезжаева, про школу, российское кино, Иван Твердовский, Класс Коррекции, Филипп Авдеев, 2014

Previous post Next post
Up