Майор (2013), режиссёр: Юрий Быков

Sep 11, 2014 14:07




В главных ролях: Денис Шведов, Ирина Низина, Юрий Быков, Дмитрий Куличков, Кирилл Полухин, Борис Невзоров
Сценарий: Юрий Быков

Помнится, полтора века назад великий русский мыслитель Александр Герцен задался, ставшим ныне хрестоматийным, вопросом: кто виноват? С тех пор в череде повседности, в литературе и, конечно, в кино множество людей каждый на свой лад давали ответ классику. Конечно, воз и ныне там. Потому что при всём обилии найденных виновников горестей народных ничегошеньки практически к лучшему не изменилось =\

Или среди всех тех ответов так и не нашлось правды, или правда прозвучала, но никто её не услышал. А, возможно, просто не захотели слушать... К чему я развёл всю эту демагогию? К тому, что по ходу событий фильма второго полнометражного фильма Юрия Быкова тот самый извечный вопрос сам собой возникает в голове и жёстко, без лишних церемоний заставляет обратить внимание на то, что и так вроде бы очевидно и вместе с тем всякий раз скрывается от лишних глаз.

[Подробно]Россия. Зима, время, когда сон природы почти неотличим от смерти. Смерти, проложившей свой путь так, чтобы перечеркнуть, едва возникшую жизнь.





Никто не хотел той крови и никто не замышлял того зла. Просто в один из дней майору полиции Сергею Соболеву позвонили из роддома. Его жена родила, а, значит, ему нужно за руль и в дорогу. Беда только, что майор спросонья, да еще и на дороге голодед...





Пересилия дремоту, майор уворачивается от одной, второй, третьей машины, выруливает на свободную трассу и жмет педаль газа в пол. Можно расслабиться? Нет. Потому что впереди показывается мать с ребенком, который, как назло, выбегает с обочины прямо на дорогу, под колеса... Конечно, майор сигналит и пытается уйти от столкновения, но злая судьба уже всё решила. Авто на скорости летит в кювет и одной детской жизнью на Земле становится меньше.






За такое полагается срок. Без вариантов. С другой стороны, если ты сам - часть системы охраны порядка, можно по быстрому, со знанием дела замести следы, поднять связи, нажать на рычаги и в итоге уйти от ответственности, а еще лучше переложить всю вину на кого-нибудь другого. Это грязно и мерзко, но всё лучше неволи, конфискации имущества, клейма отсидевшего на всю жизнь и еще целого вороха проблем.





Такое уже сходило с рук тысячу раз, должно сойти в тысячу первый, потому что, зацепившись за замначальника РОВД, расследование в общем-то совершенно обычного ДТП может стоить многих денег и карьеры как коллегам Сергея, так и тем предпреимчивым людям, от которых они зависят. Но что, если совесть не позволит Сергею вот так просто, в шкурных интересах пустить в расход невинных людей? Что, если в попытке добиться справедливости, он будет вынужден противостоять людям из своего же отдела и самое главное - другу? Через сколько жизней готовы перешагнуть стражи закона прежде чем вся эта история закончится?

XXX
Со времени первой полнометражной пробы сил в 2010-ом к 2013-му осень в кадре уступила место зиме и от того окружающий персонажей мир стал еще более угрюмым.





Впрочем, воцарившийся вокруг морозец никак не помешал ни динамичному развитию сюжета, ни фундаментальной основе всей задумки - неоднозначности морального выбора, то есть той самой ситуации, когда под давлением обстоятельств размывается, почти исчезает граница между добром, злом, благородством и подлостью.

- Виноват - сиди, не виноват - живи спокойно! (с)

Так просто в теории и в мечтах, но, к сожалению, сложно и практически невозможности под тяжелым и смурным небом реальности. Закон здесь - что дышло, куда его повернут - туда он и выйдет. А поворачивают его документами, официальными бланками, бумажками, заверенными затейливыми печатями и закорючками подписей, а также целым ассортиментом других... методов и подходов. Герои и злодеи? Оставьте, их здесь нет. Под этим небом живут и работают обычные люди, служащие с тем или иным усердием своей стране и любящие детей, но... ровно до тех пор, пока служба не затронет их личных интересов и интересов их семей.






Своя рубашка ближе к телу. Своя репутация, свобода, финансы и, конечно, жизнь завсегда дороже беспристрастного закона, наивного идеализма совести и каких бы то ни было интересов посторонних. Таков негласный, суровый и беспощадный закон, по которому живут и в глухой провинции, и в шумном мегаполисе. Силой этой закона от человека к человеку протягиваются нити, которые, сплетаясь между собой, создают в одном случае спасительную, в другом - смертоносную сеть.






- Ну и скоты вы все. Как вас только земля носит?
- Да также, как и тебя. Если бы твой муж сбил кого, ты бы его в ментовку потащила?

Вот бы всё это было бы описание какой-то анти-утопии и не более того... Но, скрипнув душой, надо признать, что перед нами жестокая реальность, с одной стороны держащая в тисках и деспотично управляющая едва ли не каждым, с другой - дающая блага и возможности, от которых редко кто откажется. И раз уже даже загнанная в угол мать погибшего ребенка оказывается по сути подобной своим преследователям, значит, и ответ на великий русский вопрос получается самым что ни на есть печальным...

Кто виноват в несовершенстве мира? Инопланетяне-рептилоиды? Жидомасоны мирового правительства? Вашингтон, то бишь "ну тупые" американцы? Путин? Продажный местный чиновник? Или же своя часть вины лежит на всех, кто когда-либо был и будет связан паутиной круговой поруки?

Впрочем, я же пишу этот текст не для того, чтобы изменить мир, потому напоследок хочу упомянуть о паре совсем не красящих фильм проблем и на том закончить.

1. К сожалению, для абсолютно не фантастического и до боли жизненнего фильма сценарий "Майора" допускает слишком много ошибок и излишних усложнений. Там, где было бы достаточно одного простого действия, персонажи создают сложную и замысловатую комбинацию, которая, увы, не выдерживает критики. Что-то из подобного, наверное, всё-таки можно опустить и как-то обосновать в защиту авторской задумки, в остальном же остается только развести руками.

Конечно, надо понимать, что сценарий добавляет драматизма и напряжения, но вместе с этим убивается реализм. И это, действительно, грустно, потому что такой фильм, как "Майор" должен брать своё в немалой степени за счет достоверности происходящего перед камерой.

С другой стороны, если при просмотре отодвинуть в сторонку профильные знания об особенностях работы полиции или вовсе не иметь таких познаний, то есть быть обывателем, проблем можно не заметить вовсе и благодаря этому полностью погрузиться в сюжет.

2. Возможно, здесь влияет моя субъективность и немалая разуверенность в людях, но... По моему по сравнению со всеми остальными персонажами главный герой Сергей Соболев прописан черезчур контрастно, а некоторые его реплики слишком уж наивны =\ Проще говоря, людям из окружения Соболева, его коллегам я верю. Они - живые, смертные, вроде бы не чудовища, но, будучи уязвимыми и подвешенными на множество ниточек зависимостей, готовы стать подобием чудовищ.





Майор же против них смотрится своеобразным Капитаном Совесть "с двумя дырками при исполнении" из народа. Все события для него становится своего рода химикатом-проявителем темной стороны всех тех, кто до этого момента был ему знаком во всех отношениях. Конечно, в жизни бывает всякое и порой чрезвычайные события переворачивают всё верх дном, открывая в самом обычном человеке новые, неожиданные силы и стремления и всё же... Образу и действиям замначальника РОВД сопутствует почти образцовое благородство. Или же просто мир и скромный я испорчены настолько, что порыв самоотверженности кажется уже чем-то... неестественным?)

триллер, российское кино, Драма, Юрий Быков, 2013

Previous post Next post
Up