«На дне», сто лет спустя (кинофестиваль "Окно в Европу").

Aug 20, 2014 20:01

         

Судя по фестивальному киномарафону игрового кино (и не только по фестивальному), кризис идей и сценариев, о котором давно и много говорят, к сожалению, не миф, а - реальность. И последнее «Окно в Европу» эту тенденцию лишь подтверждает.
        Первый звоночек - это бесконечные и чаще всего неудачные ремейки советской классики. «Кавказская пленница», к примеру, у большинства оставила лишь чувство недоумения: зачем? Вторая примета - неявный «перепев» уже существующих картин и слабо проработанные сценарии, легшие в основу некоторых фильмов. И третье - обращение к проверенной временем классике в качестве литературной основы. Классика не подведет.
И она действительно не подводит. Ибо потому она и зовется классикой, что очень долгое время остается современной. Итак, поговорим об экранизированной классике. А именно - о фильме Владимира Котта «На дне», который был показан в рамках «Осенних премьер» и участвовал в голосовании «Выборгский счет». Режиссер, естественно, внес некоторые изменения, но они оказалась некритичны.



Горький написал пьесу в 1901-1902 годах, Владимир Котт снял фильм, который идет свыше двух часов, в 2013- 2014 годах. В период между этими датами пьеса никогда не утрачивала актуальность, и, как оказалось, в очередной раз перенесенная на экран совершенно не кажется архаизмом.
          У Горького время действия - начало весны, утро. У Котта - осень в разгаре и ночной разбор машины с мусором. У Горького - подвальная ночлежка, у Котта - открытая всем ветрам свалка. Два татарина Горького в кино превратились в одного, который каждое утро расстилает на мусоре коврик и совершает намаз. Пара неважных для автора фильма персонажей изъяты из повествования. Сатин (Сергей Сосновский) утерял роль локомитива и совести, о чем нам усердно толковали литературоведы советской эпохи и школьные учителя, и стал, скорее, статичным персонажем, константной свалки. Он не меняется и с ним ничего не происходит. Так же как и с непонятным Бубновым (Николай Аверюшкин). Он теперь не скорняк, а какая-то психологическая развалина: сидит и вяжет на спицах, и, обнаружив на свалке старый телевизор «Юность», ставит его перед собой, смотрит в погасший экран и становится практически счастливым.
          Торговка пельменями Квашня (Ольга Бешуля) в современной интерпретации такая же неприкаянная бомжиха, у которой нюх на съестное. И совершенно не удивительно, что Барон, которого играет до обидного мало востребованный Александр Трофимов (помните кардинала Ришелье?), практически неразлучен с ней. Любопытно, что Барон по сюжету - наследник советской элиты, сгинувшей в сталинские годы; ребенком он попал в мордовские лагеря, но не утратил навыков аристократического воспитания.
          Режиссер усугубляет типичные черты некоторых героев, делая их более понятными современному зрителю. Алешка (Велимир Русаков) из алкоголика превратился в андрогинного вырожденца-токсикомана, что, в общем-то, отвечает духу времени. Клещ (Юрий Лопарев), который у великого пролетарского писателя хоть как-то сочувствовал своей умирающей жене Анне, в фильме мечтает о ее смерти и, не выдержав ожидания, душит ее. Анна (Тамара Цыганова), умирает не от чахотки, а от рака, и ее крики приводят в бешенство очерствевшего до состояния камня мужа.
          Васька Пепел (Олег Васильков) только в мусорных интерьерах и выглядит брутально. Как только он появляется на свалке на стареньких белых «жигулях», в пальто и кепочке, эдаким принцем на белом коне, - ну гопник гопником! Неуверенный, растерянный, храбрящийся. И сразу понимаешь: в детстве не додали, не долюбили, не доверяли и выдавили из нормальной жизни, как пасту из тюбика.
          Костылев (Борис Каморзин) - почти анекдотичный персонаж, «смотрящий» за свалкой и ее «сокровищами». В куртке с аляпистой надписью «Россия» и с внушительным по размеру крестом. Полностью пасует перед Василисой, которую сыграла похудевшая Евгения Добровольская. К ней мы привыкли в совершенно других амплуа «правильных» женщин с непростой судьбой. А тут она - фурия, валькирия, источник многих зол и даже смертей. Ее сестра Наталья (Агния Кузнецова) - дешевая путана по вызову: и именно Василиса торгует ее телом.



По сути, этот фильм - бенефис двух актеров. Одного состоявшегося - Михаила Ефремова в роли Актера, другого - начинающего, 15-летнего Семена Трескунова (Лука). И, пожалуй, переосмысление образа Луки - самое большое открытие фильма. Внешне недокормыш с крупной головой, он появляется на свалке из мусорной машины, и после гибели его опять закапывают в мусор: из праха - в прах. Скрипач, то есть Лука, не нужен этому миру.
          Подросток Лука абсолютно не совпадает с хрестоматийным образом. Кое-кто из критиков успел сравнить Луку с Иисусом в начале пути, который всем дает утешение и надежду. Он кормит с ложечки умирающую Анну и даже заставляет ее улыбаться. Только он не обещает загробного мира, он обещает вечный сон и отдых от мучений. Коттовский Лука - это не ложь во спасение, это чаще - правда, как побуждение к действию. Если он и привирает, то совсем чуть-чуть. В фильме Лука не уходит по-английски, втихаря, как в пьесе, а - погибает, пытаясь предотвратить жестокую разборку. В отличие от Христа ему хватило одного ржавого гвоздя. Одного из тех, который в течение всего фильма маниакально распрямлял Клещ.
          Образ Актера тоже претерпевает некую трансформацию. Горьковский Сверчков-Заволжский становится Сверчком-Задонским, на свалке его кличут Гамлетом. «Жизнь человеческого духа», - цитата Станиславского из полупьяного бормотания Актера вызвала радостный смех у киношников в зале. Уж оно-то им знакомо до зубовного скрежета. Режиссер тяжелым танком прокатывается по современной сериальной культуре, обвиняя ее в трагедии Актера. Алкоголизм персонажа Ефремова вызван идиотизмом и бессодержательностью сериального производства, убивающего творчество. Актер, как наивный ребенок, доверяет Луке, буквально следуя расхожей истине - актеры, как дети.



У Котта более всего продвинулись в желании вырваться из мусорного плена Актер и Васька Пепел. Но чудес не бывает. В фильме очень много вкусных, почти символических подробностей. Прибежищем для умирающей Анны и других обитателей свалки служит автобус Мосгортранса - точь-в-точь, как в «Небесах обетованных». Шильдики на старой технике - тракторах, грузовиках, грейдерах - отражают целую географию когда-то большой страны. За горизонтом свалки постоянно маячит прекрасный белый город, который по ночам светится огнями. Под ногами у обитателей валяется целая библиотека. К примеру, Сатин просто подбирает томик и садится читать «Американскую трагедию». Наталья чуть не погибает в мусорной яме, но успевает выбраться из нее до того, как очередная подъехавшая машина с бытовыми отходами засыпает ее мусором.
Одним словом, в переносе классического сюжета на современную почву нет ничего ужасного и крамольного.       Суть пьесы гораздо глубже, она - о вечном явлении, о людях, выброшенных на обочину жизни. К сожалению, к картине есть несколько претензий. Во-первых, два с лишним часа - излишняя роскошь. Зритель устает, тем более, ему в этом помогают неоправданные длинноты. Неравная и неровная игра актеров - это два. Этой картине не хватает целостности, когда все действие - как на одном дыхании. К сожалению, дыхание часто прерывается. Но это совершенно не означает, что фильм плох. Наоборот, он на удивление хорош, но, что называется, не дошлифован. И оставшиеся зазубрины вызывают досаду.
          Сверхзадачу «На дне», наверное, можно сформулировать так: у всех у нас есть жизнь. Постарайтесь не выпадать из нее, пожалуйста. Назад уже вряд ли удастся вернуться.

Фильм выйдет на экраны осенью этого года

экранизация, На дне, классика, Владимир Котт, 2014

Previous post Next post
Up