Ковчег, потерянный в жанрах
Посмотрел чудовищное нечто под названием «Ной». Очень рад, что не пошёл на него в своё время в кинотеатр, хотя небольшой соблазн это сделать был. Трудно поверить, что картину снял тот же самый режиссёр, что и «
Фонтан», который считаю одним из лучших фильмов на тему «любовь сквозь время» (туда же причисляю «Облачный атлас», «Жена путешественника времени», «32 июня», «Стрелец неприкаянный» и ряд других замечательных лент). Хотя, на мой вкус, уже и «Чёрный лебедь» режиссёра был слабоват, но «Ной», несмотря на то, что воды было в нём предостаточно (во всех смыслах), оказался совсем уже не фонтан. Вряд ли когда-либо ещё я соберусь что-то написать на тему этого фильма, потому сейчас набросаю, пока свежо в памяти (только что просмотрел это доказательство теоремы «Аранофский - дутый ноль») парочку пришедших в голову мыслей. Не рецензия, так, отзыв после просмотра.
Первое, что бросилось в глаза: предапокалипсис (а для истории Ноя и его ковчега более подходящее определение придумать сложно) очень похож на своего зеркального собрата - постапокалипсис (смотрите скрины).
Что за цивилизация была в допотопные времена, которая ко времени свершения казни небесной пришла в такой упадок, не известно и раскрыто этого в картине не будет. Но понятно, что «эпоха, которую люди протеряли» достаточно высокотехнологичная, об этом говорят те металлические конструкции, что на первом скриншоте поста (не то парк аттракционов, не то выставка достижений народного хозяйства). Также наталкивают на мысли о жесткой деградации человечества кустарные РПГ, которые использует кровный враг Ноя, убившие его отца потомок Каина, с началом потопа штурмующий во главе своего народа ковчег, с целью его захвата и спасения.
Ещё впечатляют каменные трансформеры (кроме шуток, как их ещё назвать, не знаю) - визуально нечто-то среднее между Существом из «Фантастической четвёрки», Энтами из «Властелина колец» и... трансформерами, да. Лишнее доказательство тому, что голливудское кино (о чём бы оно ни было) снимается по одному образу и подобию, потому-то из некоторых эпизодов торчат уши «Безумного Макса» и «Дороги» (а то и «Шестиструнного самурая», во жесть-то), из других - «Короля Артура», из третьих - «
Сияния» и т.д. Апогей универсальности - Энтони Хопкинс (такое впечатление, что старцы там, в Голливуде, кончились, остался лишь один), появляющийся в любом проекте, где нужен седой и древний старикан, хранитель реликвии, прародитель, современник Александра или ещё кто, не менее авторитетный и замшелый.
Теперь к актёрскому составу: когда Эмма Уотсон спрашивает у Рассела Кроу (Ноя, то бишь) про потоп «На что это будет похоже?» на языке вертится ответ «С тобой - на "Гарри Поттера"».
Про логику поступков героев вообще говорить трудно, как и про любую вещь, которую не видно и представить которую невозможно. Тут как с самим Всевышним - ты или веришь, что он есть, или нет. Реальных же доказательств существования никто тебе не предоставит.
В самом конце отзыва хотелось бы отдельно про жанры сказать, их тут так много, что можно утомиться, перечисляя: началось всё, как в классическом фэнтези, переродилось в пост(или пред, кому как уж приятнее)апокалипсис, затем производственное кино (строительство ковчега), после эпические драки в духе «Гладиатора» (и виновен в этой ассоциации не только Рассел Кроу), затем фильм-катастрофа, после психологическая драма, потом самый настоящий триллер с погоней за ребёнком/детьми (если бы это был один мальчик, а не двойня девочек, то очень уместно звучало бы «А вот и Джонни!» Николсона, правда вместо топора Ной использовал нож, но это уже мелочи), нашлось место даже для алкогольной драмы падения и, естественно, перерождения, а затем возвращения пьяницы в лоно семьи. Вот такой вот рассказ о Всемирном Потопе.
ПС: Когда в романе Джулиана Барнса «История мира в 10½ главах» на борт ноева плавучего средства без приглашения пробрались личинки червя древоточца (они благополучно дрыхли в дереве, из которого строили ковчег, а уже во время плавания пробудились) - это уже казалось достаточно смелым допущением, но Аранофски и тут оказался на высоте, превзойдя одного из самых известных постмодернистов современной литературы. В его фильме безбилетником стал человек, тот самый король рода каинова, Тубал-каин, которого пришлось убить в заключительной «махачке», как и положено в нормальном боевике (это ещё одно дополнение в копилку к жанрам картины). Так что, похоже, что жанр у фильма «Ной» один - постмодернизм, а вы говорите, библейская притча...