Видимо, как и несколько лет назад, когда на ММКФ привезли
"Пину", на этом ММКФ самым потрясающим, завораживающим, пробирающим до мурашек, опять будет документальный фильм. И, что примечательно, опять же руки Вима Вендерса. Как и в "Пине", гений Вендерса в том, чтобы уйти на второй план и показать гениальность другого. В данном случае, бразильского фотографа Себастьяна Сальгадо.
В фильме "Соль Земли"
не видны никакие технически или композиционно революционные находки. Построенный по принципу прямой линейной биографии, он удерживает внимание даже искушенного зрителя совершенно другим. В первую очередь, конечно, показом фоторабот высочайшего уровня и необычайно экспрессивного воздействия. Вавилонское столпотворение на золотых рудниках Бразилии, кромешный ад пожаров нефтяных скважин в Кувейте, исход нескольких миллионов человек в в поисках воды, пищи и убежища, необыкновенные съемки затерянной жизни аборигенов Амазонии, уникальные снимки животных разных частей света... Ни в одной галерее мира вы не увидите подобные фотографии в размерах большого экрана. И, поверьте, увидеть их именно на большом экране - это чудо. Кроме того, каждая фотография сопровождается историей из первых уст, а это то, чего ни на какой выставке никогда не случится. Во-вторых, фильм привлекает совершенно удивительной, необыкновенной судьбой главного героя, и, что немало важно, подробным изображением трансформации его чувств, мыслей, системы ценностей. Уместить в одной картине и самого художника, и его работы - задача далеко непростая, но Вендерсу, однако, удалось переплести их - искусно и органично.
Себастиан Сальгадо не очень известен у нас, при том что часть его работ сделана именно в России(и СССР). Биография его в открытых источниках достаточно куцая и совершенно не отражает масштаб личности. Экономист, начинал с фоторабот об Африке, стал фотожурналистом "Магнум", работал преимущественно в жанре социальной фотографии - делал репортажи о бедствиях по всему миру, но в первую очередь в Африке - голод в Эфиопии, вынужденные переселения в Руанде. Кроме того, стал известен и своей серией репортажей, посвященных рабочим разных стран. Человеческие беды и страдания, увиденные и пережитые Сальгадо за все годы странствий заставили его на какое-то время отложить занятие фотографией. И тогда Сальгадо вместе со своей семьей взялся за возрождение атлантических влажных лесов в Бразилии, начав с фермы своего отца, превратившейся в бесплодную пустошь вследствие череды засух. На удивление, безумный проект не просто удался, но и привел к созданию "Института Земли", в котором технологию возобновления тропических лесов вывели на новый уровень. Сегодня на месте бывшей пустоши растет более двух миллионов деревьев, а бывшая частная ферма стала национальным парком. Работа на земле вернула Себастьяну Сальгадо интерес к фотографии, но теперь его стал интересовать не человеческий социум, но мир дикой природы. В 2013 году он стартовал с проектом "Genesis", в котором попытался, вслед за Дарвином, переоткрыть и художественно переосмыслить происхождение видов.
Работа Вендерса - история Ада и Рая, уместившаяся в жизнь одного человека. Она, безусловно, требует мыслительной и, что нередкость для современной документалистики, душевной работы. На протяжение картины любопытство и умиление зрителя сменяется ощущением ужаса и дисгармонии, отчаянными попытками вместить в себя боль этого мира и найти выход из ситуации вопиющей несправедливости. В свою очередь страх и беспокойство сменяются восхищением работой людей, и, может даже в некотором роде, гордостью за род человеческий. Заземляющий финал остается открытым - кого-то он сподвигнет на путешествия, кого-то - на занятие искусством "светописания". У кого-то, как, например, у меня, может возникнуть сильное желание поделиться увиденным с другими. Прокат картины "Соль Земли" ожидается осенью этого года, насколько масштабным он будет - не берусь сказать, но надеюсь на лучшее.
В заключение,
небольшая подборка работ Себастиана Сальгадо. По-моему, они даже в таком размере - потрясающие. А представьте себе - как они смотрятся в кино!
из цикла "Латинская Америка"
из цикла "Сахель"
из цикла "Рабочие"
из цикла "Переселения"
из цикла "Генезис"