Лучший фильм Милоша Формана, сделавший до этого неплохому, но отнюдь не гениальному ("Бал пожарных" очарователен и ироничен, но по сумме составляющих "Амадею" сильно уступает) чешскому режиссеру имя на века.
Гимн таланту и нонкомформизму. История серости и умения тонко строить отношения. Сага о прижизненной бедности и посмертной славе.
Каким должен быть истинный талант? - спрашивает у нас режиссер. Нужен ли гению здравый смысл, хорошо подвешенный язык и гибкий позвоночник? Судя по финальным кадрам картины - нет.
Удел настоящего гения - неотапливаемые квартирки в дешевых кварталах, много абсента на пустой желудок и похороны за казенный счет.
На мой скромный взгляд, Мюррей Абрахам Тома Халса как актер актера разгромно переиграл. Для Халса роль Моцарта оказалась единственной актерской удачей, по-моему. Ни в роли киномеханика Сталина, нигде еще он больше так не блеснул.
Если верить Абрахаму и Форману (пусть специалисты и твердят, что весь фильм с исторической точки зрения полная ахинея, как, впрочем и пушкинская версия), а я им по ходу фильма верю, то Сальери - искренний поклонник Моцарта и единственный в окружении гения, кто действительно видел масштабы его таланта.
Сам Вольфганг Амадей, если верить Форману, полное дерьмо как человек и при этом успешный автор рингтонов для смартфонов.
Отдельно хочу отметить музыкальное сопровождение фильма и первоклассную игру персонажа третьего плана - императора Иосифа II в исполнении Джеффри Джонса.
Воистину, он прекрасен, а почти все его реплики навсегда вошли в мой вокабуляр. Чего стоит одно только его многозначительное "слишком много нот...".
В общем и целом это один из лучших фильмов о творчестве и таланте. Резюме - к просмотру обязателен.