Аскольд Куров - один из самых интересных выпускников мастерской Марины Разбежкиной. До того как начал снимать кино, изучал в Воронежском университете романо-германскую филологию, учился в Москве в Свято-Филаретовском православно-христианском институте, работал музыкальным руководителем в детском саду, звонарем в православном храме, дизайнером упаковки...
- В какой-то момент я понял: все это совсем не то, чем я хочу заниматься в жизни. А что - "то", я не знал. Однажды мне приснился сон, в котором я был режиссером и снимал кино. Я проснулся счастливым человеком! - вспоминает Аскольд Куров. Мы встретились с ним за несколько часов до казанской премьеры "Ленинленда".
- А как вы стали студентом Разбежкиной?
- Я готовился поступать во ВГИК на режиссуру игрового кино. Однажды попал на встречу с Мариной Разбежкиной в "Театре.doc", она еще и кино своих студентов показывала. Я был потрясен. Не знал, что бывает такое кино. Понял: хочу учиться только у нее, хочу снимать такое документальное кино. Не придуманное, не постановочное. Которое показывает реальность.
- "Ленинленд" вы начали снимать, когда еще учились у Марины Александровны?
- Да. Я два с половиной года снимал этот фильм. Мне повезло устроиться в этот музей на работу - на должность художника-фотографа, в обязанности которого входило вести видеолетопись музея. Никакого сценария у меня не было: я ждал, что вот-вот начнется проект по привлечению в "Горки..." американских туристов (тогда и появилось название "Ленинленд", оно рифмовалось с Диснейлендом). Но привлечь их не получилось, и я продолжал снимать музейные будни, не понимая, куда движется моя история. То, что она приблизилась к финалу, понял, когда в музее сменилось руководство: в ноябре 2012 года "Горки Ленинские" возглавил опытный менеджер Игорь Конышев, раньше он работал в Росатоме. Это было неожиданностью для всех. В музее резко изменилась атмосфера. Началось другое кино, мое - кончилось.
- Герои фильма уже видели "Ленинленд"?
- Видели. И ощутили острую к фильму неприязнь. Это объяснимо: почти все герои документального кино с трудом воспринимают себя на экране. Они себе не нравятся, им кажется, что они другие на самом деле: по-другому ходят, голос у них другой. Встреча с самим собой настоящим - всегда болезненно.
- Вы были не только режиссером, но и оператором этого фильма?
- Да, но также мне помогали оператор Алексей Стрелов и режиссеры монтажа Кирилл Сахарнов и Менно Боерема. Менно живет и работает в Голландии. Кстати, в день открытия Олимпиады в Сочи "Ленинленд" показали по голландскому телевидению, фильм получил хорошие отзывы.
- Аскольд, почему вы стали снимать фильм про музей Ленина в Горках? Как возникла эта тема?
- Впервые я побывал в этом музее в 2006 году и был поражен его грандиозностью. Время и атмосфера в этом музее показались мне законсервированными: они были такими же, как в моем пионерском детстве. Мне захотелось понять, из чего состоит мое прошлое, которое меня сформировало.
- Поняли?
- Не до конца. Я кое-что понял про жизнь вокруг себя. Понял, что новой России нет. Смены эпох не произошло. Знаете, как в слайд-проекторе: старый слайд застрял в рамке - и все другие на него накладываются. Новые картинки не свободны от старых: наше советское прошлое не прошло, оно влияет на настоящее, мешает ему. В "Горках Ленинских" мне это было особенно заметно: в музее можно было одновременно встретить коммунистов, священнослужителей, пионеров, бизнесменов, омоновцев...
- Отношение к Ленину изменилось в процессе работы над фильмом?
- Он стал вызывать у меня еще больший интерес. Бесспорно, что он сыграл колоссальную роль в истории нашей страны, что был уникальным политиком и мыслителем... Существует мнение, что если бы Ленин не умер так рано, судьба России сложилась бы иначе. Но это, я думаю, фантазия. Миф... А еще я думаю, что Ленин был идеалист.
©"Вечерняя Казань"
PS: Москвичи могут увидеть фильм сегодня в 19:00 в Домжуре.