55 лет Алексею Балабанову

Feb 26, 2014 16:16

25 февраля Алексею Балабанову исполнилось бы 55. "Это первый день рождения без Лёши," - сказал Сергей Сельянов на пресс-конференции, посвящённой важной вехе и в плане увековечивания памяти Алексея, и в плане прогресса всего российского кинематографа.



Кинокомпания "СТВ" и Госфильмофонд объявили о том, что в течении следующего года переведут в цифровой формат всю фильмографию Алексея Балабанова, начиная с самых ранних документальных работ. Похоже, это будет первая фильмография целиком переведенная в цифру, и вполне обоснованно, что это будут именно балабановские фильмы - не только потому, что он один из наиболее ярких и знаковых российских авторов нашего времени. Многие страны последнее время усиленно выражают интерес к его творчеству. Полные ретроспективы прошли уже в Буэнос-Айресе, Нью-Йорке, Амстердаме. В данный момент проходит ретроспектива в Лондоне. Выражают интерес также азиатские страны - Япония, Тайвань. Предстоящий фестиваль в Локарно также посвятит Балабанову отдельную программу. Считается общим местом, что картины Балабанова были крайне недооценены международными кинофестивалями - ни Канны, ни Венеция не брали эти работы в конкурс, хотя в параллельных программах они пользовались успехом. Возможно, нам ещё предстоит увидеть своеобразное покаяние киноотборщиков... но поживём - увидим

Зачем же нужна "цифра"? Плёнка всё больше и больше становится анахронизмом. Практически уже не осталось крупных кинотеатров с оборудованием под 35мм, все перешли на цифровой формат DCP. Также и телевидение практически всё перешло или переходит на формат HDCP (близкий к DCP). "Цифра" становится необходимым условием распространения и тут недостаточно снять на цифровую камеру изображение на экране: оцифровка - очень сложный, долгий и дорогостоящий проект. На оцифровку одного фильма уходит в среднем от пары месяцев до полугода, стоимость измеряется десятками тысяч долларов (не так давно оцифрованное "Возвращение" обошлось в $40 000). Сначала происходит механическая и химическая реставрация плёнки, затем компьютерная обработка. В идеале, всё это происходит при участии режиссёра и оператора, а учитывая их загруженность текущими работами, оцифровка может сильно растягиваться из-за вынужденных простоев.

То, что Сельянов смог договориться с Госфильмофондом - несомненный успех. Госфильмофонд - крупнейшая в мире синематика и имеет на данный момент оборудование, которому бы позавидовала даже Библиотека Конгресса США. Сам Госфильмофонд занимается оцифровкой своих материалов с 2002 года, но темпы оставляют желать лучшего - при текущей скорости понадобится ещё лет 30-40 на оцифровку всего фонда, а если учесть появление новых кинолент, то и до конца века хватит. И тут радует не может не радовать пример кооперации крупной коммерческой компании и госструктуры. Возможно, такими вот специальными проектами, большую часть фонда оцифруют куда быстрее.

Кстати говоря, Балабанов далеко не чужой Госфильмофонду. На заре своей кинокарьеры, будучи ещё документалистом, Алексей много времени провел в запасниках Белых Столбов. Балабанов же был первым, кто выпустил в России полнометражную картину "в цифре" - это был нашумевший, очень яркий и очень спорный "Груз 200". Кроме того, уже "в цифре" картины "Я тоже хочу", "Морфий" и "Жмурки". Несколько ранних работ находятся в стадии 80%-й готовности. Не может не радовать

Ну и ещё одна новость! К 55-летию Алексея Октябриновича журнал "Сеанс" выпустил книгу "Балабанов". Презентация скоро пройдет в Ханты-Мансийске, затем появится и в Москве.

Алексей Балабанов

Previous post Next post
Up