Nisi Dominus - Ларс фон Триер "Догвиль" - рецензия после просмотра

Sep 16, 2004 01:42

   Ну вот, посмотрел "Догвиль". Должен признаться, приятно удивлен, тем фактом, что Ларс фон Триер сделал серьезный шаг в сторону гуманнизма, после фильма "Танцующая в темноте".
   "Танцующая в темноте" - фильм, безусловно садистский, как по отношению к героям, так и по отношению к зрителям. Главная героиня - жертвенная мазохистка, живущая в вымышленном мире и вовлекающая в свой вымышленный мир остальных персонажей. Режиссер же мастерски вовлекает зрителей в свой вымышленный мир, заставляя их испытывать сильные эмоции по своему усмотрению. Причем эмоции не адекватные, что и говорит о манипулировании зрителем, моментом, на мой взгляд садистским.
   "Догвиль" - фильм реалистичный, в крайнем проявлении реализма - цинизме. Технически, отсутствие домов, делает фильм прозрачным, что доводит циничный реализм фильма до такой точки накала, откуда не выбраться живым никому. При этом фильм гуманистичный, в том смысле, что никто против своей воли не подвергается мучениям, все по заслугам. Свидетелей пристреливают, за то что они оказались свидетелями. Соучастников, за то что оказались соучастниками. Своим фильмом Триер, добился своего - зрителей, как свидетелей или соучастников пристрелили вместе с жителями города.
   Реализм развития человеческих отношений в фильме не оставляет выбора никому. Чтобы не участвовать в нашей каждодневной истерии, метафорой которой и является фильм, трезвомыслящий человек должен либо восстать и быть уничтоженным до окончания действа, либо удалиться. В любом случае, те кто досмотрел фильм до конца, являются соучастниками или как минимум свидетелями действа и символически уничтожаются вместе с жителями Догвиля.
   По сути, Триер перепрочел "Новый Завет", но перепрочел с тем финалом, который был бы так угоден Ницше. Грейс, героиня фильма убегает от отца, поселяется в народе и смиренно, добровольно сносит все унижения. Божественность же ее родителя и его помощников гангстеров не оспаривается. Черный кадиллак, оружие, поддержка полиции - все говорит о том, что сила его на порядок выше силы жителей городка, что равносильно божественности в замкнутом пространстве фильма. В финале должна произойти искупительная жертва. Народ погрязший в грехах, должен быть спасен, приняв искупительную жертву Грейс и ее божественное всепрощение. Однако, тут Триер изменил конец "Нового Завета". Вместо того, чтобы принести Грейс в жертву, он уничтожает народ по воле главной героини, нового мессии. Этого ему кажется мало, и он заставляет Грейс самолично застрелить главного фарисея. После чего она возвращается к отцу и разделяет с ним его божественную силу.
   Фридрих Ницше, будь он жив и в здравом уме, прослезился бы и облобызал гордого скандинава.

Ларс фон Триер "Догвиль" - рецензия до просмотра фильма

Ларс фон Триер

Previous post Next post
Up