Помню, сопливыми школьниками мы нередко бегали к автоматам с газировкой, тряся карманы с мелочью. Кто постарше, помнит, что за три копейки можно было получить воду с сиропом. И некоторые из нас, нередко вытаскивали полстакана из под шипящей струи и получали более сладкую газировку. А некоторые богатенькие буратинки за дополнительную монетку получали целый стакан приторного, но прекрасного сиропа. Так вот выходя вчера из кинозала с последнего Муратовского фильма, чувствовал себя испившим вот такой стаканище неразбавленного искусства. Шипучего актерского бурлеска.
Соприкоснувшись к режиссерской кухней, я стал понимать, сколько остается за кадром. И вот эти самые актерские кастинги, и гнилые продюсеры и сценарные компромиссы - эту изнанку стараются не афишировать, но это все тоже очень интересно и волнующе. И собственно одним этим фактом можно объяснить и оправдать новое кино Киры Георгиевны. А еще можно решить, что достойно снять кино ради игры обожаемых и давно ею любимых актеров, ведь грубо говоря, ничего кроме актерской игры в фильме вроде и нет. Но возможно все настолько хитрее и точнее, что копнув чуть глубже можно найти какой-то особый клад. Необычный. Например, можно увидеть, как индивидуальность пытается хотя бы в эмоциях и паузах прорываться через чудовищные монологи заученных бездарных текстов. Рассмотреть ход возрастных перемен в человеке, когда пустяк молодости в зрелости может явиться шекспировской трагедией. Даже ход ч.б. этих кинопроб и цветная реальность перед белым экраном - это тоже может являться аллегорией.
Муратова сняла наверно самый легкий из своих фильмов. Но разгадывать эту легкость нам предстоит заново и заново с каждым просмотром. Изумительное кино.