А будет ли в этом мире "Последний жулик", господа?

Nov 05, 2013 12:00




Жанр: Комедия
Рижская киностудия. 1966 год
Режиссер: Вадим Масс, Ян Эбнер

Сценарий: Алексей Сазонов, Зиновий Паперный

Музыка: Микаэл Таривердиев
Стихи: Владимир Высоцкий

В ролях: Николай Губенко, Сергей Филиппов, Анастасия Георгиевская, Светлана Савелова, Олег Попов, Борис Сичкин, Елена Алексеева, Александр Барабанов, Игорь Класс, С.Курепов, Наум Кавуновский, О.Новицкая, Евгений Харитонов, Светлана Швайко, Игорь Ясулович

Отсидев в тюрьме положенный срок, вор Петр Дачников выходит на свободу. Он в совершенстве владеет только одним ремеслом - воровским. И вдруг Петя обнаруживает, что за время его отсутствия, в городе все радикально изменилось. Деньги отменены, кругом царит всеобщее благоденствие и изобилие.
.........................................................................................................................................................................................................
А теперь собственно пост.

Вчера вечером происходило следующее.
Костя, мой супруг, не хотел качать этот фильм "Последний жулик". Ой - советское кино? Нет уж.
- Кот, тебе не надоело одно и тоже? Италия, Франция... Давай наше, советское...
- В главной роли какой-то Губенко.
- Ну... а... Министр культуры, помнишь? Хороший актер. Обычно он такой "тугодум", коренастый и в кепке. Вроде Лужкова.

Первое, что скажу:
Меня удивил Губенко. Таким я его не видела.
Подвижный жулик, умный и наглый. И убедительный.

Не удивительно, что такой необычный фильм был снят в Риге. Прибалтика - это единственное место в СССРе, где жИло и материализОвывалось внутреннее, духовное и идейное, сопротивление нивелированию советской системе.

И фильм меня потряс. Первая моя мысль была: этот фильм наверняка не выпустили тогда на экраны. Ну не могли же партийные контролеры не понять, что это пародия на то общество, которые мы как бы строили. Что это обсмеивание "общества коммунистического благоденствия".
Не знаю, в самом ли деле глубоко внутри у создателей фильм была ирония, о которой я говорю. Или они честно представили свою версию жизни счастливых людей в городе, где нет денег, все поют, танцуют - в целом, счастливы.

Скорее всего, я увидела фильм как "человек из будущего", который уже знает: утопия рухнула, и представленный в фильме "справедливый мир" не был построен. Более того, люди СССР оказались в самом что ни на есть махровом капитализме. Может быть, поэтому меня было не оторвать от этого фильма.

Конечно, он не обычен по форме. Другая одежда, от шкур каменного века до 20 века, порой необычная, даже странная музыка М. Таривердиева, name="cke_range_marker"> такие знакомые нам, советским людям, актеры 60-х годов - этого уже достаточно, чтобы чувствовать себя в действии-сновидении.

Н.Губенко, играет героя-вора в двух ипостасях сразу: как прожженного жулика и как человека, начинающего видеть другой возможный вариант жизни, честный. Петя, охотящийся за самим собой, и в конечном счете, побеждающий себя старого...

Особенно приятно было видеть Бориса Сичкина, полюбившегося всем в роли Бубы Касторского (Неуловимые мстители). И так мало сыгравшего в кино. А уж Сергея Филиппова наблюдать - кто же от такого откажется?! Поклонники Высоцкого тоже будут довольны: все песни на стихи советского барда.


Previous post Next post
Up