---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
К аббревиатуре МФМК - Международный кинофестиваль мусульманского кино - обычно добавляют букву "К", чтобы подчеркнуть, что фестиваль не кочует по исламским странам, а имеет постоянную прописку, казанскую. В оригинале - Казан халыкара меселман кинофестивале. Тем не менее, едут на фестиваль и звёзды, и дебютанты со всего мира, а к списку стран, представивших на фестиваль свои фильмы, в этом году добавились Македония, Сенегал и Мальдивы:). Всего на фестиваль принято более 450 фильмов из 56 стран, в списке стран участниц - от США, Сербии и Албании до Германии, Франции и Италии. В первый же день познакомилась с катарцем - директором кинофестиваля аль-Джазиры. Из российских регионов отдельно присылают свою кинопродукцию Дагестан и другие республики, и, разумеется, хозяева фестиваля представляют отдельные программы по всем номинациям - татарстанская земля изобильна режиссерами (особенно почему-то режиссёршами), аниматорами и вообще представляет собой отдельную индустрию.
Как сказал сегодня на пресс-конференции Министр культуры республики Айрат Сибагатуллин, "фильмы делятся на хорошие, плохие и индийские". Не потому, что индийские фильмы плохие, а потому, что совершенно особенные. Так вот, про татарстанское кино так сказать нельзя - слишком сильно всё-таки оно вписано в общероссийский контекст. Не случайно из трех сегодня виденных мной документальных лент одна оказалась православнутой агиткой об иконе Казанской Божией матери, а другая - об истории заповедника православия, города-острова Свияжска. Вот такое вот мусульманское кено.
О фильмах расскажем отдельно и много, а сейчас о том, что реально поразило. Среди киноведов приходилось слышать о казанском фестивале разное, - некоторые называют его слегка "провинциальным", - убедилась, что это совершенно жлобская точка зрения:). По крайней мере, по уровню организации казанский кинофестиваль даст фору любому московскому. Если в Москве на фестивалях ты растворяешься среди толпы, и никому до тебя нет дела, то в Казани ты чувствуешь себя окруженным заботой с самых первых минут, причем заботятся о тебе не формально, а совершенно по-семейному. В Казани всегда хватает информационных материалов, всегда работает интернет, всегда тебе наливают чай или кофе, когда ты об этом даже ещё не успел подумать, одновременно впихивая тебе в рот румяный перемяч или сочный эчпочмак:). В Казани приглашённые иностранцы не слоняются, как неприкаянные, а к каждой группе приставлен переводчик. В Казани журналисты не выуживают из организаторов информацию, а получают её заблаговременно и по инициативе самих организаторов...
Главная прелесть облика казанского кинофестиваля - совершенно иная, по сравнению с московской, публика. В общем, если признаком провинциальности считать отсутствие зашкаливающего количества гламурных тюнингованных блядей на шпильках с их лоснящимися спутниками, трущихся на фестивале, потому что так заведено, то да, наверно, казанский фестиваль очень "не столичный". Поразило отсутствие большого количества ВИПов, при том, что событие отнюдь не казанского, и даже не российского, а вполне себе мирового значения. В основном, люди, заполнившие сверкающий зал церемонии открытия, - национальная интеллигенция, простые казанские труженики, обычная, не золотая, молодежь. Ну и, конечно, кинематографисты, куда же без них:). Единственный признак фестивального гламура - белые лимузины, подвозившие к красной звёздной дорожке верховного муфтия Равиля Гайнутдина, членов жюри и почетных гостей. К длиннющим лимузинам были трогательно пришпилены листочки бумажки с цифрами - чтобы ведущие не перепутали, ху из ху. Хотя, впрочем, с кем можно перепутать любимицу публики Валентину Талызину, белоголового Аристарха Ливанова или Андриса Лиепу?....
Церемония открытия напоминала одновременно волшебную сказку, фестиваль народного творчества и добрый советский утренник. Действо шло, вестимо, на двух языках, на двух же языках к публике обращался верховный муфтий. Призы, которые будут вручаться во множестве номинаций, организаторы увязали с тем или иным памятником казанской архитектуры. Гран-при - разумеется, красавица-башня Сююмбике.
О фестивальном репертуаре никогда нельзя судить по первому дню, но мой сегодняшний выбор был откровенно неудачным. Я посмотрела три документальные ленты историко-краеведческого характера, с художественной точки зрения снятых на уровне неплохих учебных фильмов для пятого класса, если помните, которые раньше, при проклятой советской власти, показывали по образовательному каналу (ликвидированному властью прогрессивной, либеральной). Полухудожественный-полуанимационный экскурс в историю "Древний Булгар" Николая Морозова - романтизированная история Татарстана от палеолита до наших дней. "Град воскрешенный" Ильдара Ягафарова - очерк истории Свияжска с непременным плевком в советскую историю. Но особенно выбесила слащаво-фальшивая агитка РПЦ "Заступница" (реж. Алексей Барыкин) - об иконе Казанской Божией матери, благодаря которой, оказывается, мы победили фашистов, выгнали Наполеона, разбили шведов, не пустили поляков в Кремль. Благодарны мы должны быть, оказывается, не подвигу народа, а иконе и паре десятков списков с неё. Всю эту рениксу, не моргнув глазом, срывающимся от благоговения фальцетом и дрожащим альтом излагают приглашённые звёзды - Николай Бурляев, Ирина Купченко, Дмитрий Дюжев, Ольга Будина. Я долго терпела, но когда бывший комсомольский функционер, а ныне экзальтированный мракобес Бурляев понёс протухшие залепухи о заградотрядах, фальши коммунистической идеологии и отсутствии морального духа у советских солдат, которые им заменяла пресловутая икона, я не выдержала и ушла из зала. Умела бы свистеть в два пальца - непременно свистнула бы.
С потрясающей прозелитической нахрапистостью и слоновьей грацией наша РПЦ подмяла под себя немаленький кусок исламского фестиваля. Безусловно, никто не спорит против историко-цивилизационного единства культур и авраамических религий (Казань город многоконфессиональный, это самое единство олицетворяющий), но зачем опускаться до примитивного антиисторического вранья и тупой антисоветчины а-ля начало 90-х?
В общем, первый кинодень у меня не сложился:), с сегодняшнего дня буду вас радовать рассказами о шедеврах.