МФМК - день первый. Или КМФК?:)))

Sep 06, 2013 08:37

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

К аббревиатуре МФМК   -  Международный кинофестиваль мусульманского кино   -   обычно добавляют букву "К", чтобы подчеркнуть, что фестиваль не кочует по исламским странам, а имеет постоянную прописку, казанскую.  В оригинале   -   Казан халыкара меселман кинофестивале.  Тем не менее, едут на фестиваль и звёзды, и дебютанты со всего мира, а к списку стран, представивших на фестиваль свои фильмы, в этом году добавились Македония, Сенегал и Мальдивы:).  Всего на фестиваль принято более 450 фильмов из 56 стран,  в списке стран участниц   -    от США, Сербии и Албании до Германии, Франции и Италии. В первый же день познакомилась с катарцем  -   директором кинофестиваля аль-Джазиры.  Из российских регионов отдельно присылают свою кинопродукцию Дагестан и другие республики, и, разумеется, хозяева фестиваля представляют отдельные программы по всем номинациям   -    татарстанская земля изобильна режиссерами  (особенно почему-то режиссёршами), аниматорами и вообще представляет собой отдельную индустрию.

Как сказал сегодня на пресс-конференции Министр культуры республики Айрат Сибагатуллин, "фильмы делятся на хорошие, плохие и индийские".  Не потому, что индийские фильмы плохие, а потому, что совершенно особенные.  Так вот, про татарстанское кино так сказать нельзя   -  слишком сильно всё-таки оно вписано в общероссийский контекст.  Не случайно из трех сегодня виденных мной документальных лент  одна оказалась православнутой агиткой об иконе Казанской Божией матери, а другая   -  об истории заповедника православия, города-острова Свияжска.  Вот такое вот мусульманское кено.

О фильмах расскажем отдельно и много, а сейчас о том, что реально поразило.  Среди киноведов приходилось слышать о казанском фестивале разное,  -  некоторые называют его слегка "провинциальным",   -  убедилась, что это совершенно жлобская точка зрения:).  По крайней мере, по уровню организации казанский кинофестиваль даст фору любому московскому.  Если в Москве на фестивалях ты растворяешься среди толпы, и никому до тебя нет дела, то в Казани ты чувствуешь себя окруженным заботой с самых первых минут, причем заботятся о тебе не формально, а совершенно по-семейному.  В Казани всегда хватает информационных материалов, всегда работает интернет, всегда тебе наливают чай или кофе, когда ты об этом даже ещё не успел подумать, одновременно впихивая тебе в рот румяный перемяч или сочный эчпочмак:).  В Казани приглашённые иностранцы не слоняются, как неприкаянные, а к каждой группе приставлен переводчик.  В Казани журналисты не выуживают из организаторов информацию, а  получают её заблаговременно и по инициативе самих организаторов...

Главная прелесть облика казанского кинофестиваля    -    совершенно иная, по сравнению с московской, публика.  В общем, если признаком провинциальности считать отсутствие зашкаливающего количества  гламурных тюнингованных блядей на шпильках с их лоснящимися спутниками, трущихся на фестивале, потому что так заведено, то да, наверно, казанский фестиваль очень "не столичный".  Поразило отсутствие большого количества ВИПов, при том, что событие отнюдь не казанского, и даже не российского, а вполне себе мирового значения.  В основном, люди, заполнившие сверкающий зал церемонии открытия,    -   национальная интеллигенция, простые казанские труженики, обычная, не золотая, молодежь.  Ну и, конечно, кинематографисты, куда же без них:).  Единственный признак фестивального гламура   -   белые лимузины, подвозившие к красной звёздной дорожке верховного муфтия Равиля Гайнутдина, членов жюри и почетных гостей.  К длиннющим лимузинам были трогательно пришпилены листочки бумажки с цифрами   - чтобы ведущие не перепутали, ху из ху.  Хотя, впрочем, с кем можно перепутать любимицу публики Валентину Талызину, белоголового Аристарха Ливанова или Андриса Лиепу?....

Церемония открытия напоминала одновременно волшебную сказку, фестиваль народного творчества  и добрый советский утренник.  Действо шло, вестимо, на двух языках, на двух же языках к публике обращался верховный муфтий.  Призы, которые будут вручаться во множестве номинаций, организаторы увязали с тем или иным памятником казанской архитектуры.  Гран-при  -  разумеется, красавица-башня Сююмбике.

О фестивальном репертуаре никогда нельзя судить по первому дню, но мой сегодняшний выбор был откровенно неудачным. Я посмотрела три документальные ленты историко-краеведческого характера, с художественной точки зрения снятых на уровне неплохих учебных фильмов для пятого класса, если помните, которые раньше, при проклятой советской власти, показывали по образовательному каналу (ликвидированному властью прогрессивной, либеральной).  Полухудожественный-полуанимационный экскурс в историю "Древний Булгар" Николая Морозова    -  романтизированная история Татарстана от палеолита до наших дней. "Град воскрешенный" Ильдара Ягафарова   -   очерк истории Свияжска с непременным плевком в советскую историю.  Но особенно выбесила слащаво-фальшивая агитка РПЦ "Заступница" (реж. Алексей Барыкин)  -  об иконе Казанской Божией матери, благодаря которой, оказывается, мы победили фашистов, выгнали Наполеона, разбили шведов, не пустили поляков в Кремль.  Благодарны мы должны быть, оказывается, не подвигу народа, а иконе и паре десятков списков с неё.  Всю эту рениксу, не моргнув глазом, срывающимся от благоговения фальцетом и дрожащим альтом излагают приглашённые звёзды  -   Николай Бурляев, Ирина Купченко, Дмитрий Дюжев, Ольга Будина.  Я долго терпела, но когда бывший комсомольский функционер, а ныне экзальтированный мракобес Бурляев понёс протухшие залепухи о заградотрядах, фальши коммунистической идеологии и отсутствии морального духа у советских солдат, которые им заменяла пресловутая икона, я не выдержала и ушла из зала. Умела бы свистеть в два пальца   -  непременно свистнула бы.

С потрясающей прозелитической  нахрапистостью и слоновьей грацией наша РПЦ подмяла под себя немаленький кусок исламского фестиваля.  Безусловно, никто не спорит против историко-цивилизационного единства культур и авраамических религий  (Казань город многоконфессиональный, это самое единство олицетворяющий), но зачем опускаться до примитивного антиисторического вранья и тупой антисоветчины а-ля начало 90-х?

В общем, первый кинодень у меня не сложился:), с сегодняшнего дня буду вас радовать рассказами о шедеврах.
Previous post Next post
Up