В последнее время вижу на прохожих много футболок на тему киноцикла Джорджа Лукаса «Звездные войны»: знаменитые кадры, отдельные герои, рекламные постеры, пародийные рисунки. Среди персонажей самый известный, конечно, Дарт Вейдер в неповторимом черном шлеме.
Уже сколько лет (36, если быть точным) прошло после премьеры первой (она же четвертая) части, у тех зрителей дети выросли и внуки родились, но мода не проходит. Поколения сменяются, и в каждом новом доля тех, кто не против помахать световым мечом и нырнуть в гиперпространство, неизменно велика. Цитаты вроде «Используй Силу, Люк», или «Давным-давно, в одной далекой галактике» вошли уже в фольклор. Парадокс, чудо не хуже приземления ржавого НЛО на Крещатике.
Как признает Джордж Лукас, идея фильма возникла под влиянием исследований американского ученого Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии. Кэмпбелл, исследуя мифы народов мира, пришел к выводу, что большинство сказаний имеют общую сюжетную структуру, которую он назвал мономифом.
Иначе говоря, речь идет о сказке. Люди любят сказки. Что нужно для хорошей сказки? Вещи, которые волнуют всех и всегда: прекрасные принцессы, не менее прекрасные в своем злодействе чудовища, храбрые витязи, поединки между первыми и вторыми, любовь, чудеса, пророчества, магия («используй Силу!»), далекие невиданные края, прошу прощения, галактики. Дарт Вейдер потому и популярен, что является совершенным сочетанием чудовища и рыцаря. Учитывая историю кино, здесь вообще все кажется идеально продуманным: световой меч - убийственный невесомый клинок с регулируемой длиной - реинкарнация волшебной палочки, танки на длинных стальных ногах, кокетливый разговорчивый робот, космические истребители, инопланетные расы и еще сотни деталей, включая юмористические. И «плохие», и «хорошие», и роботы, и гуманоиды бывают одинаково смешны, и этот юмор с годами не выцветает.
Есть еще кое-что: прямое столкновение свободы и тирании, повстанцы против Империи, которой ничего не стоит уничтожить одним ударом целую планету вместе с жителями. Насколько Империя обезличена - недаром там либо все носят униформу, похожую на нацистскую, либо (как большинство клонированных солдат и сам Вейдер) прячут лицо за масками-шлемами - настолько же разнообразные и яркие силы ей противостоят.
А главное - на наших глазах, в художественно опосредствованной форме, происходит то, что, по Кэмпбеллу, является общей сутью всех сказок: сотворение мира и становление героя в этом мире. И какая разница, где этот мир находится - в далекой галактике или на экране? Ведь этот герой - это я и также это ты, мой ближний по кинозалу. Это мы с тобой знаем глубокий космос как наш собственный двор, это мы победили в этих войнах. Понимаешь, друг мой? Победили! И еще не раз победим.
Дмитрий Десятерик, «День»