Несмотря на мою неослабевающую любовь к документальному кино, на этом фестивале я посмотрел всего несколько лент. Отчасти это было связано с моим личным настроем на художественные картины, отчасти, и это хорошая новость, с тем, что половина документальной программы транслировалась в новоиспеченном Центре Документального Кино, что на "Парке Культуры" и потому несколько в стороне от основного места событий.
"Колумбийцы/Colombianos" (2012, реж. Тора Мортенс) главный приз кинофестиваля DOC в Лейпциге на ММКФ показывался в программе "Свободная мысль"
Меня это фильм поразил прежде всего семейными отношения, так нехарактерными для России. Прежде всего, несмотря на тяжёлый порок Фернандо, вся семья относится к нему с большим уважением, без морального насилия, предоставляя ему всякий раз решать самому, что делать. Эта стратегия требует огромного количества душевных сил, терпения и времени. Но дает свои плоды.
Развязка, удивительна и в то же время крайне жизненная - прекрасная иллюстрация к необходимости системной, семейной терапии: если в семье страдает кто-то один, то проблемы обостряются у всех членов семьи. И вот, под конец фильма, старший бат Пабло в жизненном кризисе - забросил учёбу в медицинском, прогорел с собственным бизнесом, разошёлся со своей девушкой и приезжает в Стокгольм к Фернандо, у которого на тот момент уже все хорошо: работа, семья, дом.
Сними по этому сюжету художественную ленту и была бы чудесная поучительная драма или слезодавительная история или что там ещё придёт на ум режиссёру-сценаристу-продюсеру. Но автор Тора Мортенс показывает нам документальную, настоящую историю. И это её главное преимущество: так бывает! C'est la vie!
"Кто учил тебя водить?/And Who Taught You to Drive?" (2012, реж. Андреа Тиле) показывался в конкурсе док. фильмов ММКФ
[Документальная комедия - такое бывает?] Красивая и смешная, легкая и увлекающая история про то, как в разных уголках планеты люди мучаются, но осваивают навыки вождения. Саму идею фильма Андреа Тиле расшифровала так - сделать документальное кино интересным даже своим друзьям-медикам. С задачей справилась, если не на отлично, то на очень хорошо. Характерные комические персонажи инструкторов. Робкие и неуклюжие ученики. Забавные диалоги. Местами экзотические съемки.
Видно, что фильм сделан с большой любовью. Кроме того, фильм прекрасно показывает, что несмотря на все культурные и расовые отличия, люди имеют так много общего, человеческого. Или наоборот, что несмотря на общемировую глобализацию, в нас ещё очень крепко сидят довольно существенные различия. Вывод, в принципе, можно сделать любой. А можно и не делать, так посмотреть - для удовольствия. Редкий случай для документального кино ))
"Рудольф Нуриев. Мятежный демон" (2012, реж. Татьяна Малова) показывался на ММКФ в рамках программы, посвященной 75-летию известного танцовщика.
[Про Нуриева и неизжитый совок] Пусть вас не обманывает, то что фильм новый. Снят он в ужасной просветительской советской манере с морем ненужной воды, технически ужасными съемками, дешевыми спецэффектами и забавно пархающим кабанчиком Марисом Лиепой. Что в общем и можно было ожидать, судя по вышедшим на сцену авторам фильма - примерно того же возраста, что и главный герой. (Автор сценария, Вилен Визильтер,так и вообще, родился с Нуриевым день в день.)
У картины, несмотря на все недостатки, есть один плюс. Всё-таки она очень подробно показывает жизненный путь гения, которого на Родине до сих пор не очень хорошо знают. Что сегодня известно о Нуриеве большинству? Что хорошо танцевал, что эмигрировал, был невысокого роста и несносного характера. А вот, допустим, как появился этот талант, что заставило его остаться во Франции (в фильме говорит даже участница этого эпизода), тот факт, что современная балетная школа Франции многим обязана именно Нуриеву, а что в СССР его пустили с огромным трудом и только на прощание с матерью... и даже про то, что родился он в поезде - ничего это не известно, конечно.
Увы, если первое словосочитание в заголовке, биографичное "Рудольф Нуриев", хорошо раскрывается в фильме, то второе, художественное "Мятежный демон", раскрыто гораздо хуже. "Мятяжное" ещё туда сюда, но вот "демонического" - ни на грамм. Слишком уж всё сладко и стройно, чересчур много придыханий и любований. Фан клуб Дажстина Бибера, а не документалистика. Всё это, на мой взгляд, отголоски советского прошлого, очередной фильм о дорогом и любимом Леониде Ильиче. Скруглены углы и по поводу сексуальной ориентации Нуриева. Да, авторы как-то об этом вскользь говорят, ставя стыдливые подписи "друг", там где подразумевается "бойфренд". В фильме выпячивается два романа Нуриева с женщинами - в частности роман с лондонской примой Марго Фонтейн, с которой, несмотря на существенную разницу в возрасте, Нуриев протанцевал на сцене Ковент-Гардена около 15 лет. Но вот про четверть века совместной жизни с другим выдающимся танцовщиком, датчанином Эриком Бруном - всего пол-кадра. Совковое "Чайковский был голубым, но любим мы его не за это" всё ещё живёт в сознании, не позволяя делать объёмные портреты живых людей. Хотя, казалось бы, вот где "демоническое" можно было бы найти и показать.
В общем, поклонники таланта, а особенно сверстники Нуриева, будут рады этому фильму. Всем остальным для общего образования тоже можно посмотреть, но про запах нафталина я предупредил.
"Двоюродный дядя/First Cousin Once Removed" (2012, реж. Алан Берлинер) главный приз Международного кинофестиваля документального кино в Амстердаме на ММКФ показывался в программе "Свободная мысль"
К чести сказать, в этом году про него говорили практически сразу и многие - в частности, Алексей Медведев и Марина Разбежкина. Но... увы. Посмотреть не смог и описывать того, чего не смотрел не стану. Но рекомендую смело! А если кому хочется прочитать впечатления из первых рук, читайте тут