Земля и свобода / Land and freedom 1995

Jun 14, 2013 18:01





Фильм о Гражданской войне в Испании от создателя "Ветра, что колышет вереск" Кена Лоуча. Совсем не характерная для девяностых картина, в которой постоянно чувствуешь авторский почерк именно этого режиссера.

Случайно наткнулся на нее мониторя торрент-трекеры в поисках "Фиесты", французского фильма на ту же тематику и с великим Трентиньяном в главной роли.

Довольно обычная завязка: престарелый английский пенсионер умирает от инфаркта в машине скорой помощи, и теперь, его внучка, разбирая перед похоронами стариковские вещи, натыкается на коробку полную газетных вырезок "Дейли Уокер" середины тридцатых, нескольких черно-белых фотографий и стопки пожелтевших писем.


Так, выяснется что ее дедушка Дэйв, тогда еще совсем молодой английский коммунист, вняв интернациональному пролетарскому долгу "пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать".
С великими трудами добравшийся. через Францию в испанскую Каталонию (упоминается пеший марш через Пиренеи и показываются стертые до дыр ботинки) уроженец Альбиона вступает в интернациональный отряд партии ПОУМ ("Partido Obrero de Unificación Marxista" - Рабочая партия марксистского объединения), самой влиятельной левой организации Каталонии, которая правда выступает с критикой советского коммунизма, к сторонникам которого относит себя и Дэйв, но ему это пока безразлично - главное сражаться с франкистами, а с идеологическими разногласиями можно разобраться и потом, после победы.


В отряде где вместе сражаются и женщины и мужчины, царит невиданная свобода - нет единого обмундирования и знаков отличия, командир скорее первый среди равных, многие вопросы решаются голосованием.






"Компаньерос" отважно дерутся с регулярными частями националистов, благо противостоящие им солдаты не отличаются лучшей организацией (как и во всех начальных этапах всех гражданских войн) и поэтому пока еще удается побеждать за счет боевого духа и минимальной командирской смекалки.




Одна из самых интересных сцен - выбив франкистов из городка и расстреляв подлого падре сдававшего фашистам сочувствующих республиканцам и да еще и снайперски отстреливавшего поумовцев с церковной колокольни (в "Фиесте" вышедшей в том же году, такой же снайпер в рясе окажется уже красным), они соберут в помещичьем доме батраков и начнут вести дискуссию на тему раздела господской земли. Отдать надел каждой семье или все же объединиться вместе в колхоз - вот в чем вопрос.


На фоне всех социально-политических баталий начинается роман Дэйва с Бланкой, тоже бойцом отряда, подругой погибшего по его вине товарища-ирландца. Неспешно и просто от симпатии к чувственности






Между тем отношения между ПОУМ и правительством все более ухудшаются, сначала их пытаются подчинить общему республиканскому командованию, ввести четкую военную иерархию и фактически поставить под контроль советников из Москвы, которые в гробу видали этих "троцкистов". Одновременно идут активные попытки переманить иностранных добровольцев в интербригады, которые сражаются на совсем других фронтах. Обстановка накаляется с каждым днем и приводит вооруженому столкновению в котором Дэйв должен будет сделать выбор.

Очень многое из этого фильма будет позже перенесено Лоучем в снятых десяток лет спустя "Ветер, что колышет вереск" получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля 2006 года. Та же партизанщина, те же "любители" с винтовками против регуляров, те же дебаты, и самое главное - такая же игра актеров с упором на безыскусственность и реализм, при котором начинает казаться, что смотришь на настоящих участников событий, а не актеров их играющих.
Однако, здешний британец Иэн Харт, играющий Дэйва, молодому поколению знаком по роли двуличного во всех смыслах профессора Квирелла из первого фильма о Гарри Поттере, полностью и безоговорочно уделывает деревянного Киллиана Мёрфи из "Ветра ..." .
То же можно сказать и про Росану Пастор в роли Бианки - увы, Лоачу не удалось создать подобный по силе персонаж.

Интернационал на похоронах товарища

image Click to view



Трейлер

image Click to view



британское кино, драма, Кен Лоуч, Земля и свобода, испанское кино, 1995

Previous post Next post
Up