Вот уже год я слежу за судьбой "Чувственной математики". Потрясающая судьба! Не у каждого художественного фильма такая случается. А тут - документальный!
Это редкий фильм, который сумел выйти в российский прокат, на страх и риск авторов и прокатчиков, собрал полные залы в Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Перми, Пензе, Москве и Питере. Невероятная история! Никто не думал, что зрителю будет интересно документальное кино, тем более о такой непонятной области - математике. И, тем не менее, увидеть фильм пришли многие - порою совсем далекие от предмета, от науки вообще. Соскучились по чему-то новому. Устали от постоянной жвачки и того, что зрителя держат за быдло. Потому, увидев этот уникальный, бесконечно красивый, яркий, очень эмоциональный фильм, спешили поделиться открытием с друзьями. Я всем своим написал - по нескольку раз. А они своим. Про то, что фильм именно зрительский, а никакой не "для избранных", стало понятно ещё на ММКФ-2012, где он вошёл в число победителей зрительского голосования. Критики фильм не очень разглядели, но вот зрителей - не обманешь. На первый осенний показ в Политехническом музее билеты были проданы с двойным превышением нормы - касса дважды закрывалась, открыли даже балконы, закрытые доселе. Весенний прокат в одном только Новосибирске, в одном единственном кинотеатре "Победа" принёс около 300 000 рублей. Невероятно для документального кино, тем более нашего! Да даже для художественного, если не брать в расчёт раскрученные рекламой блокбастеры.
В чём же причина такого успеха "Чувственной математики"? Безусловно, 50% успеха - идея. Рассказать просто о сложном, показать высшее достижения человеческой логики через язык чувств. Показать людей, доселе закрытых и невидимых, через призму своего чувства - интереса, увлеченности, порой даже одержимости. Идея на миллион! Но идеи ничего не стоит без реализации... Нужна смелость и решимость, чтобы взяться за дело, и высокое мастерство, чтобы получить результат. Кате повезло найти и уговорить стать соавтором оператора Павла Костомарова. Одного из лучших операторов России, со своим уникальным стилем, умением делать безумно красивые кадры. Как говорил Павел, резоны его на тот момент были более чем корыстные - фильм подразумевал много путешествий, в частности в Нью-Йорк, где Павел никогда не был.
А дальше им повезло обоим... Если не поссориться, то, видимо, сильно разойтись во мнениях. И это прекрасно, потому что нет ничего плодотворнее, чем творческий конфликт двух талантливых людей. Костомаров - адепт наблюдательного кино, когда автор идёт туда, не зная куда, и находит то, не знамо что. Подход Ерёменко в корне другой - нет денег, нет времени, поэтому всё надо заранее продумать, прописать, договориться и иметь на готове жесткую структуру фильма. Метафорически говоря, Костомаров - сторонник сидеть в засаде и выжидать дичь. Еременко же из тех охотников, кто приезжает в лес на танке. Что, конечно, не может не бесить сидящего в засаде. В общем, методы в принципе несочетаемые. Процесс синтеза двух точек зрения, видимо, навсегда останется за кадром, но продукт его - вот, на экране. Уникальная идея облеченная в потрясающе красивые, порою сказочные кадры.
Удивительно, но Костомаров снимал математиков, почти не понимая, о чём они говорят, в силу плохого знания иностранных языков. К тому же в школе по математике у него было 3 с минусом. Однако это ему никак не помешало. А фильму, может даже и помогло. Сам Паша рассказывает так: "Интересный человек, может быть непонятен, может говорить на другом языке, тем не менее, если он пассионарный, энергичный, сильный, большой человек - это всё считывается". Паша - безусловно талант. В какой-то момент у Екатерины появилась даже идея вставить его самого в фильм: "Когда Паша работает с камерой, он сам по себе искривляет пространство. Силовые линии направляются на него." Вообще, показать чувственную математику Костомарову удалось фантастически легко и интересно. Для него этот фильм - игра. Вот он что-то визуально делит и умножает в кадре. Перечисляет, считает - сколько машин стоит на горе, сколько окон в доме, какая плитка под ногами. Вот он играет с формой - круги, квадраты, ромбы, вот он переключился на симметрию - отражения в воде, деревья, листья. Математика для Костомарова - это очки, которые можно одеть. Вот полосатая футболка. Это математика. Вот плитка зеркальная. Это тоже математика. Всё это он снимает, удерживая в голове и другую игру - с органами чувств. И фильм волшебным образом вдруг выходит за границу двухмерного экрана в 3D, 4D, Бог-его-знает-сколько-D.
"Чувственная математика" вообще собрана как мозаика. Герои фильма, математики, очень разнятся - и не только по области исследований, но и по манере держаться, говорить, по темпераменту. Среди них мегахаризматичный Седрик Веллани, лауреат Филдсовской премии, самой престижной среди математиков, сродни Нобелевской. Вечно сомневающийся Максим Концевич, также филдсовский лауреат, выведший из тупика целый раздел фундаментальной физики и включенный журналом "Форбс" в список «50 русских, завоевавших мир». Классический представитель "старой школы", академик Анатолий Фоменко, не только скандально известный своей "Новой хронологией", но и снискавший известность среди коллег своими оригинальными картинами и рисунками на тему абстрактной математики. Всё это люди мирового масштаба, с переднего фронта науки. Взять даже интервью у одного из них - непростая задача. Ерёменко же удалось собрать их всех в одном фильме. Конечно, тут Екатерине помог и красный диплом мехмата МГУ, и её огромной силы женское обаяние, развитое за годы работы фотомоделью в лучших журналах мод, но, в первую очередь, непостижимой энергии внутренний огонь. Сама Катя так горела этим фильмом (и до сих пор горит), что смогла зажечь своим интересом и собрата по цеху Костомарова, и героев фильма (все они снимались у неё абсолютно бесплатно, что называется "за идею"), и команду канала 24Док, занимающуюся прокатом в России.
"модные" фото Кати Еременко
Идея заняться прокатом документального кино у 24Док была уже давно, но несмотря на огромное количество потрясающих, качественных фильмов на канале, для проката не было подходящего. И вот, наконец, нашли. Помогла случайная встреча директора канала 24Док Веры Оболонкиной и Екатерины Еременко на фестивале в Амстердаме. Нестандартность "Чувственной математики" была непредсказуемой! И это было то, что надо. К тому времени, кстати, фильм уже был переведён, что также редкость для документалистики, на 10 языков мира.
"Когда б вы знали, из какого сора..." История создания и финансирования заслуживает упоминания. Фильм-эксперимент был создан на крошечный бюджет в 50.000 долларов, выданный Университетом Нью-Йорка для создания небольшого 20-минутного популярного фильма местного пользования. Фактически все деньги были израсходованы авторами на перелёты в Нью-Йорк, Париж, Лион и Москву. (Екатерина давно уже живёт и работает в Германии). Денег не было даже на камеру, Костомаров снял фильм на фотоаппарат. В итоге, заказ сдали, а из "обрезков", на которые режиссёр оставил за собой права, и был смонтирована "Чувственная математика". Более того, и от "Чувственнной математики" остались "обрезки", которые Павел Костомаров собрал в отдельные zip-фильмы - эдакие сгустки эмоций от каждого из посещённых городов, собранных по принципу "путана-пиццы".
Конечно, далеко не все задумки авторов реализовались в фильме. При наличие большего бюджета, в фильм могли бы попасть математики из Дании и Японии, возможно даже из Африки. Также в материал фильма должна была войти и уникальная женщина-математик, но увы, находясь на момент съёмок в уже преклонном возрасте, она была готова скорее говорить о внуках и огороде, нежели о науке. Авторы, скрипя сердцем, были вынуждены отказаться от этой героини. И я, как зритель, тоже немного об этом жалею.
С другой стороны, я как зритель, безумно рад, что в нашем чересчур уж испорченном товарно-денежными отношениями мире всё ещё остаётся место и ярким чувствам, и научному поиску, и творчеству. Особенно радует то, что всё это начинает выходить на экраны и вызывает неподдельный интерес широкого зрителя. И "Чувственная математика" тут в числе первопроходцев - следующим за ней будет легче!
UPDATE: кого интересует судьба фильма, где его можно посмотреть, кто хочет сказать добрые слова авторам - пишите на страницу в фэйсбуке
ColorsOfMath